Клод Шапп

(1763 – 1805)

http://wrdp.moctkom.ru/wp-content/uploads/2018/10/claude-chappe-f4bbcca4-188d-4922-b1c8-aad046d5eda-resize-750.jpg     В 1792 году никому неизвестный французский механик (вместе со своим братом Игнатием) представили изобретение, которое стало сенсацией. Прототип первого в мире телеграфа. Клод Шапп создал специальную таблицу кодов. Каждой букве и цифре соответствовала определённая фигура. Эти фигуры складывали из подвижных перекладин на шарнирах, закреплённых на мачте высокой башни. От подвижных перекладин внутрь башни к рычагам вели тросы. С их помощью телеграфист приводил в движение перекладины на крыше.

http://wrdp.moctkom.ru/wp-content/uploads/2018/10/Reess_Cyclopaedia_Chappe_telegraph-696x458.png       Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за соседней башней в подзорную трубу, копировали сигналы на своей башне и передавали дальше по цепочке. Изобретение братьев Шапп настолько поразило власти Франции, что очень быстро была построена первая телеграфная линия между Парижем и Лиллем: 22 башни с семафорами на расстоянии 10 км друг от друга.

       По этой линии депеша прошла за три часа. Для 18 века это была неслыханная скорость. Конному курьеру, чтобы преодолеть этот путь на сменных лошадях, требовалось как     минимум двое суток!   Позже телеграфисты ещё больше сократили время передачи сообщений.

       Неудивительно, что вскоре вся Франция, а затем и вся Европа покрылась сетью линий оптического телеграфа Шаппа.

     Правда, передавать сообщения можно было только днём, когда тёмные перекладины было хорошо видно на фоне неба. А вот https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/OptischerTelegraf.jpgночью, несмотря на подвешенные к семафорам фонари, видимость была плохой. Сообщения доходили со множеством ошибок. Тем не менее, оптический телеграф Шаппа стал переворотом в средствах связи. Только в середине 19 века его вытеснил электрический телеграф.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Павел Львович Шиллинг

 (1786 — 1837)

Барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт (1786-1837)       Российский ученый, изобретатель первого в мире телеграфа, основанного на принципе электромагнитного воздействия. Этот телеграф в 1832 г. был проведён в Петербурге между Зимним дворцом и зданием министерства путей сообщения.   

                Телеграф относился к мультипликаторным аппаратам с оптическим, визуальным приемом кодовой комбинации. Передавал буквы и цифры русского алфавита при помощи электрических сигналов, используя разработанный автором код. Похожее изображение                         

                 В основе работы — явление отклонения магнитной стрелки под действием электрического тока. Передаточный прибор состоял из клавиатуры с 16 клавишами, служившими замыкателями, а приёмный прибор заключал в себе 6 катушек с магнитными стрелками.       

 Соединялись обе станции между собой 8 проволоками, из которых 6 шли к /var/folders/m5/vkvf57355tz3k5btcg_fypp00000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/ce356854b91265e962440d4f422c8b28.jpgмультипликаторам, 1 служила для обратного тока и 1 сообщалась с призывным аппаратом.

 При нажатии на определенную клавишу передатчика в катушке приемника проходит ток того или другого направления, отклоняющий магнитные стрелки и сигнальные диски вперёд то белым, то чёрным кружком. Принятый знак определяется исходя из азбуки Шиллинга. Для передачи всех букв русского алфави используются одна, две, три или четыре клавиши одновременно. Скорость передачи — 10 зн./мин.

 


 

 

 



Сэмюэль Финли Бриз Морзе

(1791 – 1872)

     В 1837 году американский изобретатель сконструировал усовершенствованный телеграфный аппарат.

В телеграфе Морзе при замыкании ключа электрический ток поступал в обмотку электромагнита, который притягивал висящий маятник
с закрепленным на конце карандашом.

 

     При этом конец карандаша касался бумажной ленты, непрерывно передвигающейся с помощью специального механизма в горизонтальном направлении перпендикулярно плоскости качания маятника.

 

Замыкание ключа на короткое время давало на бумажной ленте изображение точки, а на более длительное - тире. С помощью комбинаций точек и тире Морзе разработал специальный телеграфный код – АЗБУКУ МОРЗЕ.

В 1844 году Морзе построил первую телеграфную линию в Америке между Вашингтоном и Балтимором. С этого времени началось широкое применение усовершенствованной конструкции телеграфного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

Жан Морис Эмиль Бодо
(1845- 1903)

     Телеграфный код Бодó, названный так в честь своего изобретателя, француза Жана Мориса Эмиля Бодó (Baudot), относится к разряду так называемых равномерных кодов, где каждый символ кодируется последовательностью из пяти бит. Был разработан им в 1870 году для своего телеграфа. Каждый бит в таком коде — разновидность одного из двух типов электрического сигнала: “0” — “нет сигнала” или “низкий сигнал” и “1” — “есть сигнал” или “высокий сигнал”. Таким образом, код Бодó — это первый двоичный код, созданный на заре научно-технической революции.

 

      Кодированием называется назначение каждому элементу исходной информации специальных обозначений, называемых кодами, в соответствии с кодовой таблицей. То есть, одному набору символов ставится в соответствие другой набор символов, в результате чего исходная информация предстаёт в альтернативном виде.

     1872 году Бодо изобрел телеграф многократного действия, использовавший данный код. Это был клавишный аппарат, в котором при нажатии клавиши с определённой буквой или цифрой вырабатывался сигнал, состоящий из пяти электрических импульсов. Далее этот сигнал передавался по линии связи, на другом конце которой был принимающий аппарат,  преобразующий принятый сигнал и печатающий раскодированное сообщение на бумажной ленте.

      Подобным образом за один раз по одной линии можно было передавать два и более сообщения. Максимальная скорость передачи кодом Бодо составляет около 190 знаков в минуту. Или 3 бода в секунду.

     Первая тестовая передача состоялась 12 ноября 1877 года на короткой линии Париж — Бордо и оказалась настолько удачной, что в самом конце того же года заработала бодо-линия Париж — Рим (1700 километров).