ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Ты, как и я считаешь, что у тебя тяжелый портфель? Так знай, что нам очень повезло. Если бы ты жил лет сто назад, то ходил бы с ранцем, сделанным из тюленьей кожи. Взвалить его на плечи было совсем не просто!
Ученики были во все времена, а история портфеля насчитывает чуть больше столетия. Представь: давным-давно, тысячи лет назад люди писали на глиняных табличках. А «книжки» и «тетрадки» хранились в громадных сундуках или здоровенных глиняных сосудах. Какой уж тут портфель!
Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки. Выполнил домашнее задание, свернул свиток и положил в – нет, не в портфель. А в специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль», что буквально означает «носить листы бумаги».
А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIX веке ранцами стали называть ученические сумки, которые русские школяры носили на лямках за спиной. До революции ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.
После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Такие сумки удобно было перекидывать через плечо и использовать в случае драк.
Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.
Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.
Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. 5
У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.
Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.
Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».
Рюкзак [нем. Rucksack]. Заплечный мешок для вещей, употр. туристами.
Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги. Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные.
Так изменился школьный портфель!