ШКОЛЬНАЯ УКАЗКА

Указка - инструмент учителя, «продолжение руки учителя».

При помощи указки учитель показывает на доске, карте, плакате предмет урока. Указка позволяет не загораживать доску, демонстрационный материал, обращает внимание на важный объект.

Оснащение указкой позволяет учителю обеспечить концентрацию внимания учащихся на изучаемом материале. С помощью указки иллюстрируются объяснения учителя. Все это позволяет обеспечить системность преподавания и качественное усвоение образовательного материала.

Указку использует и учащийся во время своих ответов у доски.

 

Внешний вид указки

Классическая указка имеет форму длинного конуса. Обычная длина классической указки 70 сантиметров. Изготавливалась указка практически из всех пород дерева, никаких особых требований к породе дерева нет. После изготовления указка просто обрабатывалась от шероховатостей, не красилась и не как не украшалась. К указке предъявлялось лишь одно требование: указка не должна быть слишком острой. Для удобства хранения указка снабжалась отверстием в ручке для подвешивания возле доски.

Указка — своеобразная визитная карточка учителя. Она может многое сказать и о педагоге, и о предмете.

 

История возникновения

Идея использовать деревянную палку в педагогических целях возникла с появлением первых школ на Руси. Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии, естествознанию.

Возникла на Руси первая школа, а с ней появилась и школьная указка. С появлением токарного станка изделия стали более оригинальными и изящными.

Эволюция указки

Первоначально, указки были деревянными, гладко обструганными, затем некоторые экземпляры стали украшать резьбой, покрывать лаком. Как правило, такие указки изготавливались в качестве подарка учителю.

Особым шиком во времена СССР считалась оригинальная складная указка. Эта указка изготавливалась из латуни, состояла из семи сегментов (колен), раскладывалась в длину на 1 метр 20 сантиметров, рукоять изготавливалась из резины, приятной на ощупь, но не очень мягкой. Длина рукояти составляла 25 сантиметров. На кончике такой указки имелся маленький резиновый шарик.

В настоящее время указки для аудиторной доски изготавливаются промышленным способом из высококачественного современного пластика.

Современные указки компактные, легкие, разной длины. Стандартная длина указки 1 метр. Эластичная структура пластмассы обеспечивает потенциальную длительность срока ею эксплуатации.

Сейчас указка не обязательно должна быть в разрезе круглой. Она может быть и плоской. Указки окрашиваются в разные цвета, снабжены удобными ручками.

Поскольку школьная доска претерпела изменения, эволюционирует и указка.

В настоящее время в образовательном процессе активно используются лазерные указки, а также интерактивные указки.

Лазерные указки нашли свое практическое применение в больших аудиториях.

Но при всех достоинствах, лазерная указка оказалась неспособной заменить обычную. Классическая указка остается в приоритете, поскольку может использоваться с различными досками: обычной, магнитной, интерактивной, аудиторными. Даже на мультимедийном уроке учителю может пригодиться старая, добрая указка!