Петраке Поенару (10 января 1799БанестиВалахияОсманская империя — 2 октября 1875) — румынский учёный-энциклопедист, изобретатель и общественный деятель эпохи Просвещения.

Родился в достаточно богатой семье, его дядя был заинтересован в развитии образования, тогда как большая часть населения Валахии в то время была неграмотна. Окончил в 1818 году среднюю школу в Крайове, затем некоторое время работал в качестве клерка и переписчика у местного епископа, в 1820—1821 годах преподавал греческий язык в Бухаресте. Во время восстания против турок в 1821 году был личным секретарём лидера восстания Тудора Владимиреску и был отправлен им в качестве посла к великим державам, чтобы просить у них поддержки в борьбе Румынии за независимость. После разгрома восстания избежал ареста и укрылся в Сибиу (Трансильвания).

В 1822 году сумел получить стипендию на обучение в Вене, где изучал различные технические науки, математику, физику и геодезию, а также английский, французский, итальянский, древнегреческий и латинский языки; в 1824 году получил от валашского князя новую стипендию и на время вернулся в Румынию, где преподавал. В 1826 году вновь уехал учиться, на этот раз во Францию, где изучал геодезию, картографию и межевание. Будучи студентом в Париже, Петраке Поенару изобрёл первую в мире авторучку, на которую получил патент от французского правительства 25 мая 1827 года. В 1831 году учился в Великобритании, где изучал, в частности, методы добычи полезных ископаемых и металлургию.

Вернувшись на родину в 1832 году, работал в школах сначала в качестве преподавателя, затем стал директором и был занят в сфере образования до 1841 года, написав множество школьных учебников по различным предметам и двухтомный французско-румынский словарь. В 1841 году был избран депутатом валашского национального собрания. Принимал участие в революционных выступлениях 1848 года, выступая, в частности, за наделение гражданскими правами цыган. В 1850—1855 годах был секретарём валашского министерства иностранных дел, а с 1864 года, после объединения Молдавии и Валахии, состоял членом комитета по общественным работам. С 1856 года был активным членом местной масонской ложи. 18 сентября 1870 года был избран членом Румынской академии наук.

Он был одновременно математиком, физиком, инженером, изобретателем, преподавателем и организатором системы образования, а также политиком, агрономом и зоотехником. В 1833 году основал школу агрономии и сельского хозяйства («филармонию»), также основал ботанический сад и Национальный музей древностей в Бухаресте. Активно занимался бесплатным распространением сельскохозяйственных знаний среди крестьянского населения Румынии. Петраке Поенару – изобретатель перьевой авторучки (Известно, что перьевая ручка была изобретена в Париже. Но кто ее изобрел? Румынский студент Петраке Поенару.)

РУЧКИ WATERMAN – ИСТОРИЯ ЛЕГЕНДЫ

Ни одно событие в жизни человека неслучайно. Потери и неудачи заставляют нас по-другому взглянуть на вещи, действовать решительнее, применять новые подходы, изобретать, творить.

В такой последовательности и началась история всемирно известного бренда WATERMAN. Льюис Эдсон, работавший в середине 80-х годов XIX века обычным страховым агентом в Нью-Йорке потерял важный контракт, так как в момент его подписания ручка протекла и документы были залитые чернилами. Он дал слово, что такого больше не повторится и загорелся идеей создать принципиально новое пишущее устройство, ключевыми параметрами которого стала бы надежность, безопасность и безотказность.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-edson-lewis.jpg

Воспользовавшись помощью своего брата, который в то время держал химическую лабораторию, Льюис в 1884 году после серии опытов «повторно» открывает явление капиллярности. Повторно потому, что оно было известно еще в древнем Египте, где использовались тростниковые палочки для нанесения чернил на папирус.

Основой инновации стала система Three Fissure Feed - она регулировала подачу чернил во время письма. Также при сохранении вертикального положения отсутствовало вытекание. Система была внедрена в первую именную модель пера – Regular.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-regular-ideal-pen-1884.jpg

Рынок с восторгом принял новый продукт, уровень продаж инновации был рекордным. Для удовлетворения растущего спроса был открыт первый завод. С 1888 года компания уже становится узнаваемой по всему миру и имеет название L. E. Waterman Pen Company.

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ БРЕНДА ВАТЕРМАН

Начало столетия стало новым витком развития компании. В 1900 году на Парижской выставке ручка waterman удостоилась наивысшей награды – золотой медали. Фабрики, производившие ручки бренда, стали открываться в Америке и Канаде.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-heritage-1900.jpg

Новинки стали появляться одна за другой. Новый тренд – это закручивающееся внутрь корпуса перо. Стиль и практичность в симбиозе с надежностью.

В 1904 году был получен патент на еще одно новшество: ручка Ватерман стала изготавливаться с клипом. Благодаря ему перьевую ручку легко можно было закрепить в кармане пиджака, нагрудном кармане сорочки, сохранить вертикальное положение ручки в саквояже.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-pens-innovation.jpg

До начала Первой мировой войны ручки Waterman прочно заняли сегмент премиальных пишущих аксессуаров, обладание которыми становилось показателем успешности, статуса, вкуса.

С 1913 года WATERMAN внедряет подачу чернил к перу с помощью рычага – эта система будет востребована следующие 30 лет. Через год компания расширяет свое влияние. Торгово-представительские права получает Жюль Фагар. Началась экспансия бренда во франкоговорящих странах. И уже в 1926 году рождается новый бренд JIF Waterman, открытый для производства и продажи ручек во Франции.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/jif-waterman-france.jpg

В 1929 году на рынок вышла знаменитая и по сей день модель Patrician. Она стала классической вариацией для следующих поколений перьевых ручек: дорогая отделка, премиальные материалы, несравненная надежность и стиль.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-patrician-1929.jpg

Историю компании разделили не только континенты, но и пути дальнейшего развития. Падение спроса на премиальный сегмент в период Второй мировой войны заставило JIF Waterman перейти на выпуск более дешевой и доступной продукции. Американский филиал остался верен изначальной стратегии и был закрыт из-за убытков в 1954 году.

Хотя стоит отметить, что в 1942 году по объемам продаж бренд Ватерман занимал в мире 4-е место, пропустив вперед лишь Parker, Sheaffer и Eversharp.

РУЧКИ WATERMAN СЕГОДНЯ – СТИЛЬ, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Одной из популярных моделей, которая представляет ценность для коллекционеров и сейчас, является знаменитая CF, выпущенная в 1953 году. Дизайн изделия был навеян футуристическим проектом ракеты. В этой модели была применена и инновация – пластиковый картридж для чернил, который очень популярен в наши дни при использовании перьевых ручек.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-cf-1953.jpg

К столетию компании выпущена MAN 100. Роскошное перо для тех, кто ценит индивидуальный стиль и практичность.

https://penelite.ru/images/blog/waterman-history/waterman-man-100.jpg

Позиционирование пишущих принадлежностей Waterman сегодня – это не только успешные мужчины за 30. Модельный ряд пополнился вариациями для женщин с достатком выше среднего, которые ценят яркий дизайн, уникальность, неповторимость и роскошь.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАТЕРМАН?

Лучший подарок VIP клиентам или бизнес-партнерам – это ручка Ватерман. Премиальные материалы и изысканная работа подчеркнут статус и ваше расположение. Многие модели являются истинными произведениями искусства и хранятся в частных коллекциях. Стоимость некоторых вариаций достигает отметки в сотни тысяч долларов.

При этом ручка Waterman – это практичный аксессуар, надежность исполнения которого – это более чем 100-летняя история. Для всех найдется свое оригинальное перо – благородные металлы и эргономичность мужчинам, стиль и драгоценные камни женщинам, эксклюзивные вариации коллекционерам.

ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПИСЬМА

Несколько тысяч лет тому назад человек начал писать деревянными, костяными или бронзовыми трехгранными заостренными палочками на сырых глиняных дощечках.. После этого глиняную плитку обжигали для прочности. Эти глиняные таблички с клинописью дошли даже до нашего времени. Древние египтяне использовали для письма на папирусе тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. У каждого египетского писца всегда были при себе пенал и чашка для воды. Такой пенал можно и сейчас увидеть в Петербурге в знаменитом музее Эрмитаже. Это дощечка с длинным желобком для тростниковых палочек и двумя углублениями для красок. В гробнице Тутанхамона нашли заостренную трубочку из меди, в которую вставляли тростниковый стебель и пропитывали его темной жидкостью - чернилами. Жидкость просачивалась по волокнам тростникового стебля и накапливались на заостренном конце медной трубки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий чернильный след. В качестве чернил использовали сажу, разведенную в воде с добавлением клея. Тростниковое перо было заострено и расщеплено на конце. По этому расщеплению чернила стекали тонкой струйкой на лист папируса. Древние римляне писали на восковых книжечках - кодексах. Кодексы изготавливались из дощечек с заполненной воском выемкой. Писали на них, а вернее, царапали с помощью палочки - стилуса. Стилус изготавливался из металла. Один конец стиля был заостренным, а другой - закругленным. Острым концом писали, а сделанную запись можно было стирать с помощью плоского обратного конца стилуса. Восковые книжечки-таблички просуществовали до начала 19 века. До наших дней сохранилось очень мало римских табличек. С появлением пергамента, изобретенного англосаксами, и используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей. Распространение пергамента привело к появлению нового пишущего инструмента - заточенного определенным образом птичьего пера. Перья использовали гусиные или вороньи, а чернила делали из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. Эти чернила впитывались в кожу и не смывались, их можно было только соскоблить. Старинные чернила отличались от наших одной странной особенностью. Пока ими писали, они были очень бледными и чернели только спустя некоторое время. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа. Гусиные перья просуществовали до конца 18 века. Карандаш появился в конце XVIII века. Чешский изобретатель Гартмут первым смешал графит с глиной. Читаем также: 1. Можно ли написать книгу одним карандашом? Независимо от него француз Ж. Конте в 1790 году сделал карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году, но оно еще не имело прорези, и от него летели брызги чернил. В 1792 году англичанин Д. Перри сделал продольную прорезь в острие пера. Это улучшило качество письма и долговечность пера. В 1826 году Мазон придумал станок для штамповки стальных перьев, что способствовало их массовому распространению. Однако, известно, что один изобретатель незадолго до появления стальных перьев выпустил в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Значит, ручка появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить. После этого они вытеснили гусиные перья, просуществовавшие около тысячи лет. К концу 19-го века стальное перо полностью вытеснило требующие частой замены гусиные перья. Интересно, что еще в 1930-1950-е годы 20 века в школах писали стальным пером, позволявшим писать красивым почерком "с нажимом". A это интересно! Читаем: "Перо Робинзона" - сделай сам ! В 1884 году появилась первая автоматическая перьевая ручка, заправляемая чернилами. Внутри ручки находился баллончик с чернилами. Сначала заправка ручки осуществлялась сбоку с помощью специальной пипетки, затем пипетка вошла в состав ручки. В 1888 году в США впервые была предложена идея шариковой ручки. В 1940-х годах изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в походных условиях. Вначале шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Позднее появились шариковые ручки со сменным стержнем, который содержал пасту и имел пишущий узел с шариком на конце. В 1960-е годы в Японии были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер». Они имели пористый пишущий стержень, пропитанный красящей жидкостью на спиртовой или нитрооснове. В конце 20 века появились роллеры. Это была более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек (тонкий шарик и менее вязкие чернила). В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме. Возможно, за ней будущее? Легко ли писать гусиным пером? О том, как правильно изготовить перо для письма, поведал во французской книге 1763 года издания знаток каллиграфии М. Паллафон. По его сломам, перо следует брать из крыла гуся, причем обязательно из левого! При зачинке его нужно соблюдать определенную последовательность операций. Самое трудное — это правильно сделать щель для вытекания черниля. Ее прорезают в самом начале и всю дальнейшую работу ведут так, чтобы она оставалась точно посередине. Автор подчеркивал, что характер зачинки пера вносит в письмо некое своеобразие, поэтому лучше это делать самому. Для зачинки и расщепления пера требовались специальные ножички. Помарки в тексте удаляли скребком. Долгое время людей, способных красиво писать, было немного. Это в значительной мере объяснялось технической сложностью процесса. Но тот, кому удавалось освоить это дело, мог затем жить безбедно. За небольшую плату он мог прочитать или написать письмо, составить деловую бумагу. Почерк и личность Создатель почерковедения в России Е.Ф.Буринский, сказал когда-то, что всякий "человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено", и что школа может придать почерку твердость, красоту, но не в силах бороться с построением его. В общем, почерк, как походка, у каждого свой. Хотя и ходить и писать всех учат одинаково. От чего же тогда зависит почерк? Быть может, почерк передается по наследству? Ученый-специалист найдет хозяина почерка даже в анонимном письме. Могут быть изменены наклон, размеры букв, их связность и разгон. Но чаще всего это оказывается бесполезным, даже если человек что-либо напишет левой рукой. Подобные попытки подделать почерк легко разоблачают опытные почерковеды. Они хорошо умеют отличить подлинного левшу от неудачливого жулика. Еще Гете, собравший и изучивший обширную коллекцию автографов, полагал, что характер человека отражается в его письме. И почерковед всегда сможет по почерку рассказать немало о характере автора изучаемого письма.

 

История авторучки: от изобретения до наших дней

К концу 19 века гусиное перо ушло в историю. Ему на смену пришло перо стальное, которое просуществовало довольно долго, претерпевая изменения и совершенствуясь.

К концу 19 века гусиное перо ушло в историю. Ему на смену пришло перо стальное, которое просуществовало довольно долго, претерпевая изменения и совершенствуясь. Причиной тому стала постоянная зависимость стального пера, как и его предшественника, от чернильницы. Придумал, как соединить перо и чернильницу - Леви Эдсон Уотерман – американский торговец канцтоварами. В 1883 году он сконструировал и создал первую автоматическую ручку с пипеточным набором чернил. Он основал первую в мире фирму «Уотерман», выпускающую авторучки и другие инструменты для письма, процветающую и сейчас. Авторитетная ручка

Авторучка работает по принципу капилляра, то есть, чернила из резервуара под действием капиллярных сил перемещаются к основанию пера, а затем, по прорезям – к его раздвоенному кончику. Само перо изготавливается из разных материалов – стали, золота или серебра. Корпус изготавливают из металла, покрытого эмалью, или из пластика.

Могут использоваться для корпуса и другие материалы – например, дерево. Пластиковые ручки самые дешевые, хотя элитные автоматические ручки, изготавливающиеся тоже из пластика – акрила, но стоят далеко недешево.

Усовершенствовал авторучку Уотермана другой американец – Джорж Паркер, который в 1894 году изобрел U- образный капиллярный стержень, регулирующий подачу чернил к перу. Компания Д.Паркера также стала мировым лидером по производству авторучек и известна она до сих пор. Авторучки торговой марки «Паркер» носят название вечных перьев, компания дает на них пожизненную гарантию.

Элитные перьевые авторучки не отвечали запросам основной массы населения – иметь дешевый и надежный пишущий инструмент. Такой инструмент изобрели братья Биро. Это была первая шариковая авторучка, производственные экземпляры, которой были изготовлены в 1943 году. Во время Второй мировой войны шариковые ручки использовались английскими летчиками и по достоинству были оценены ими. Для письма в шариковых ручках используется паста, которая удлиняет срок использования ручки и имеет другие преимущества перед перьевой ручкой. Например, ею можно писать при низких температурах, на вертикальных поверхностях и даже под водой.

В 1945 году в США развернулась широкая рекламная компания шариковой ручки. Но до успеха было еще далеко, так, как шариковые ручки стоили дорого, и имели ряд недостатков.

В 1953 году француз Бик, занимавшийся производством шариковых авторучек, усовершенствовал технологию их изготовления и резко снизил цену на свою продукцию. Шариковая ручка стала доступна практически для всех. С тех пор, шариковая ручка заняла лидирующее положение в мире среди пишущих инструментов. Технически и внешне, она не изменилась с тех пор.

Затем, в 1960 годы, в Японии был изобретен фломастер, и сразу завоевал рынки США и Европы. В настоящее время существует несколько модификаций фломастера.

В 1980 годы появились авторучки- роллеры, пишущие более жидкими чернилами, чем, шариковые. В эти же годы появляются гелевые ручки, вместо пасты, в них используется гель.

В 1990 годы и по сей день, авторучки продолжают совершенствоваться. Среди них - с прорезиненными поверхностями и для письма без применения усилий. Производители выпускают все более разнообразные модели авторучек, несмотря на всеобщую компьютеризацию.

Первые попытки заменить гусиные перья ручками с автоматической подачей чернил начались ещё в XIX-м веке. Все эти попытки, как правило, заканчивались неудачей. Все созданные конструкции были ненадёжными, они или совсем отказывались писать, или в самый ответственный момент выпускали слишком много чернил. 

Сами понимаете, что из этого выходило – клякса. Подобная история произошла и с американцем Левис Эдсон Ватерманом, молодым страховым агентом, которого при подписании выгодной сделки подвела авторучка, в результате чего важный документ украсился жирной кляксой. Пока Ватерман искал другую ручку, клиент нашёл другого страховщика. Тогда Ватерман поклялся, что обязательно придумает хорошую авторучку и занялся изобретательством. Новоиспечённый изобретатель пришёл к выводу, что основным и главным недостатком существующих авторучек является невозможность контролировать равномерность вытекания чернил. Он догадался, что ручка будет хорошо работать, если применять для подачи чернил принцип капилляра. Идея была трогательно проста. Через отверстие в основании резервуара с чернилами в него поступал воздух, который выталкивал чернила, стекающие по трём тоненьким желобкам к наконечнику. 

Для недопускания клякс в самом пере делалось круглое отверстие для сбора избытка чернил. Поначалу чернила заправлялись сбоку, с помощью специальной пипетки. Опытные экземпляры Ватерман сделал собственноручно и раздарил друзьям. Он назвал свое произведение Regular, как бы намекая на то, что его ручка будет работать без всяких капризов. Кроме того, на каждую изготовленную самостоятельно ручку Ватерман давал пятилетнюю гарантию, заверенную личной подписью. Разумеется, дизайн своего изобретения он тоже разработал сам: корпус авторучки изготовлялся из эбонита и отделывался деревом. Не правда ли, простенько и со вкусом? 

В 1883 году Ватерман получил патент на свое изобретение, основал небольшую фирму по производству авторучек, и уже через несколько лет года количество проданных авторучек достигло нескольких тысяч штук. Кстати, принцип подачи чернил, запатентованный Ватерманом, используется и в настоящее время.
 
http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/0000kx6c.jpg

Пример Ватермана оказался заразительным. Всего через несколько лет его соотечественник Джорж Сэффорд Паркер открыл бизнес по производству авторучек, но уже своей собственной конструкции. Цели обоих изобретателей совпадали: каждый старался создать идеальную авторучку. До начала предпринимательской деятельности Джордж Паркер преподавал и одновременно подрабатывал агентом по продаже чернильных ручек. Ручки у Паркера покупали в основном его же ученики. Чтобы не лишиться клиентуры, Паркер был вынужден взять на себя на себя все работы, по обслуживанию и ремонту проданных им ручек. А ремонта они требовали очень часто. И дело не только в неудачной конструкции авторучек, но и в существующих тогда чернилах. 

В то время в чернилах использовали природные красители, и мелкие крошки красителя, находящиеся в чернилах, быстро засоряли раздвоенный кончик пера. Паркер безотказно чистил и ремонтировал ручки своих учеников и вдруг его осенило. Он понял, что знает, как изменить их конструкцию, чтобы избавить себя от лишней работы. В 1888 году Паркер запатентовал свою систему подачи чернил, известную под названием Lacky curve. В изобретении Паркера также был задействовал принцип капиллярного удержания, но сама изогнутая форма трубки для чернил, играющая роль контейнера препятствовала их самопроизвольному вытеканию и быстрому пересыханию. Будучи непревзойдённым мастером в области маркетинга, Джордж Паркер быстро достиг того, что его авторучки стали считаться лучшими, особенными. Самой эффективной рекламой ручек Паркера стали его клиенты. Например, композитор Джакомо Пуччини свою оперу «Богема» писал исключительно «паркером». 

Многие великие люди, государственные деятели, президенты, монархи подписывали важнейшие исторические документы ручками Паркера. Естественно, нет ничего удивительного в том, что после такой рекламы слово «паркер» во многих странах быстро стало нарицательным.
 
http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/post-4074-1197739314.jpg

После того, как в начале прошлого века был изобретён резиновый резервуар, позволяющий наполнять ручку чернилами всего одним нажатием, про пипетки быстро забыли, и борьба за надёжность авторучек перестала быть главной задачей производителей. У них появилось время задуматься о том, как сделать ручку не только удобным инструментом для письма, но и престижным аксессуаром в мире бизнеса. Корпуса ручек начали украшаться драгоценными металлами, а перья изготавливать из золота, что отчасти было вынужденной мерой. Дорогие золотые перья скользили по бумаге гораздо ровнее и мягче стальных. 

И вот, наконец, ручка достигла своего совершенства. В 1939 году компания «Ватерман» объявила что начала выпуск вечного пера и гарантировала его безотказную работу и удовольствие от письма в течение ста лет. Но большинство людей быстро перестало ценить это качество – наступало время одноразовых вещей и шариковых авторучек. То, что одноразовые ручки удобны, сегодня никому доказывать не надо.
 
http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/pen7a.jpg

Но золотые и платиновые «паркеры» и «ватерманы» тоже никуда не делись. И в настоящее время существует немало «писателей», готовых заплатить кругленькую сумму за «вечное перо». Правда связь между важностью подписываемого документа и стоимостью ручки, с помощью которой ставиться подпись, ещё досконально не исследована, но многие считают, что подпись будет весомее, если она сделана ручкой, сравнимой по стоимости с хорошим автомобилем.