Вставьте название проекта

 
Параметры характеристики личности

 

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор.

1.      Годы жизни

(1839 – 1881)

2.      Описание внешности

1)      большие карие глаза

2)      большой длинный нос

3)      тонкие губы

4)      тонкие брови

5)      немного волнистые волосы

6)      на лице есть борода

 

7)      В какой стране жил исследователь

                                            в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии

8)      Детские годы: происхождение, образование, друзья

Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем в возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.

 

Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.

 

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".

 

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.

9)      Чем знаменит в искусстве, культуре

наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления оперы в Мариинском театре, она стала знаменитой. Через 22 года пьеса была переписана Римским-Корсаковым, а после снова представлена зрителям, получила вторую жизнь. С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «Калистрат», «Сиротка», «Картинки с выставки», «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». 

10)  Цели его исследования и средства, которые он использовал  для их достижения

Работу над оперой  Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государств Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова , c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени» В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

11)  Вклад в искусство, культуру

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность  его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (например, в многочисленных модализмах ) и ритмике (например, в использовании сложных, «неквадратных» метров) ;  наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

12)  Сделайте вывод о значении деятельности.

Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Критического издания писем Мусоргского нет.

13)  Творчество личности

Анализ произведения искусства

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность  его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (например, в многочисленных модализмах ) и ритмике (например, в использовании сложных, «неквадратных» метров) ;  наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

14)  Составьте перечень используемых источников в соответствии с памяткой.

В работе мы использовали интернет ресурсы

15)  Создайте гиперссылки к событиям (терминам, датам), расширяющие содержание дополнительной информацией.

https://znanija.com/task/14704936

 

*Дополнительные вопросы и задания к пункту: Какие черты проявились у исторической личности в период отрочества?

                                                             Как образование повлияло на дальнейший жизненный путь? Что с ним произошло в конце жизни?

** Дополнительные вопросы и задания к пункту: Перечислите основные результаты деятельности личности