ШКОЛЬНЫЙ МЕЛ

 

          Мел — осадочная горная порода органического происхождения белого цвета, мягкая и рассыпчатая. Он состоит из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов – кокколитов (70-90%), корненожек фораминифер (20%) и других.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5774ebac2a0c1/user_file_5774ebac2a0c1_0_4.jpeg          Мало кто знает, что когда-то мел был живым организмом. В водах океана существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них являются одноклеточные существа под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, они опускаются на океаническое дно. Через миллионы лет образуется толстый слой из этих панцирей, который постепенно цементируется и превращается в мягкий карбонат кальция, который мы называем мелом.

          При производстве школьных мелков порошок мела тщательно перемешивается с гипсом (CaSO4), связующими примесями, чтобы он не крошился (крахмал, декстрины, ПВА), а также с красителями (цветной). В порошке не должно быть твердых частиц гипса или песка, которые потом царапают доску при письме. Полученный порошок ссыпается в бочку и разводится водой. Смесь заливается в матрицы, где вода постепенно испаряется, происходит химическая реакция связывания молекулярной структуры мела и гипса. Затем матрицу переворачивают на специальный решетчатый поддон и «снимают» ее с мелков. Поддон ставят в сушильный шкаф, выдерживают там мел определенное время, затем готовые мелки поступают в цех упаковки.

          При изготовлении школьных мелков круглой формы применяют технологию экструзивного способа. При этом мокрый мел в виде тонких колбасок поступает из машины, похожей на мясорубку. Колбаски укладываются на противень, режутся и сушатся в печах. Чтобы придать мелу квадратную форму, применяют метод литья.

          Лучший мел для школы на 95% состоит из природного мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция CaCO3) и на 60 % из гипса (сульфат кальция CaSO4).

          Твердым мел становится от перебора гипса, а мягким от длительной пересушки или использования очень высокой температуры.

          В состав школьного мела входит до 4% примесей: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и оксиды железа.

 

Влияние школьного мела на организм человека

          Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий, ведь сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем.

                   По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале XXI века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно - сосудистые заболевания. По информации Института иммунологии, каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй.

                   Мел выделяет много пыли, действие которой на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Очень часто это может вызывать аллергические реакции. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть.

          Школьный мел предназначен для детей, и поэтому он должен обладать безопасностью. Состав и все свойства изделия должны быть указаны на упаковке. Школьный мелок должен изготавливаться с учётом всех существующих стандартов производства из экологически чистого сырья.

          Давно подмечено, что многие дети с удовольствием грызут мел. Почему возникает такая потребность?

          Считается, что съесть кусочек мела или извести хочется тогда, когда в организме не хватает кальция. Кальций – это основа костной ткани, участвует в водносолевом обмене. Он способен нормализовать возбудимость нервной системы и мышц. Дефицит кальция в организме может возникнуть при однообразном питании, недостаточном потреблении творога, сыра, молока. И только из этих продуктов кальций лучше всего усваивается.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5774ebac2a0c1/user_file_5774ebac2a0c1_0_29.jpeg          А мел человеческому организму является не только ненужным, но и неполезным. И если его сильно хочется, то это является нарушением вкусовых пристрастий. Это может быть также признаками железодефицитной анемии, при которой нарушается синтез гемоглобина из-за дефицита железа. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и детей.

          Любой мел, как и таблетки кальция - это мертвая форма кальция, организмом не усваивается. Есть вероятность, что избытки будут откладываться в почках, суставах и даже тканях. От съеденного мела быстро образуются камни в почках – оксалат кальция.

          Контактируя с кислотной средой желудка, мел превращается в подобие гашеной извести, которая крайне вредно влияет на слизистую оболочку пищеварительных органов. Врачи советуют при недостатке кальция принимать специальные кальцийсодержащие препараты, а не чистый мел – это на порядок безопасней.

          При производстве школьного мела все-таки применяются некоторые токсичные примеси. Это конечно, красители (ведь не пищевые же красители добавляются в мел) и некоторые склеивающие вещества, например, клей ПВА и БФ. В их составе присутствует фенолформальдегидная смола, поэтому клеи ядовиты, оказывают вредное воздействие на кожу, пересушивают её, вызывают дерматиты и экземы и даже обладают канцерогенным действием.

Клеи казеиновый и канцелярский являются природными, поэтому не опасны.

В совокупности перечисленного оказывается, что частое использование школьных мелков совсем небезопасно для организмов людей.

 

          Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем учителям нашей школы:

1. Использовать мел только хорошего качества.

2. Стирать мел с доски только влажной тряпкой.

3. Как можно чаще промывать тряпку для стирания мела и протирать лоток, прикреплённый к доске.

4. Во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое», «молочное» и другие.

5. После уроков смазывать руки увлажняющим кремом для рук.

Если приходится часто пользоваться мелом (например, нашим учителям), то неизбежно пачкаются руки. Чтобы этого избежать предлагаем следующие советы:

1. Окунуть мел на несколько секунд в разбавленное в 2—3 раза молоко. Мел перестанет пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо.

2.Можно покрыть школьный мелок тонким слоем конторского клея с тех сторон, за которые его держат при работе.

3. Можно завернуть мел бумагой, а лучше фольгой.

4. Ещё один секрет: нужно вставить, слегка заточив, брусок мела в «пенал» от использованной губной помады. Это «орудие производства» можно носить даже в сумочке.