Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.
Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой - атомный ледокол «Ленин». Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Проект атомохода был разработан в 1953—1955 годах (проект № 92) Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И.И. Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Ледокол «Ленин» спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарёва.
Советский Союз был единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов, после его распада такой единственной страной является Россия. Все атомные ледоколы базируются в порту города Мурманск.
Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году ледоколом «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. «Polarstern»). В 2004 году ледокол «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году ледокол «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году ледокол «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».
Надёжность атомоходов проверена и доказана временем, например, за более чем 30-летнюю историю атомоходов класса «Арктика» не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт города
Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного
Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено
110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки
узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным
полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол
«Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную морскую милю со дня
ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному
судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения:
первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысячи 400 миль.
Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.
С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс.