ПЕРЬЕВАЯ РУЧКА

Первые стальные перья советских «чернильных» ручек повторяли структуру природного пера: металлическая трубочка со срезанными, как у очиненного пера краями, образовывала щель. Трубочка подобно полой внутренности пера выполняла функцию емкости для чернил, продольные прорези обеспечивали равномерное стекание капель. Корпус перьевой ручки изготавливался из тяжелого эбонита. После них выпускались ручки из целлулоида, затем стал использоваться менее горючий и экологически безвредный акрилатный материал.

 

Деревянная перьевая ручка советских школьниковСамая простая конструкция и самый минимальный дизайн был у советской школьной перьевой ручки: круглая деревянная палочка с металлической трубкой на нижнем конце, в зазор между палочкой и металлической пластиной устанавливалось сменное перо. Выпускались деревянные ручки в небогатой цветовой палитре, обычно использовали красный цвет. Штампованное перо скрипело под неумелой рукой первоклассника, от нажима кончик раздваивался, ломался. Умение обмакнуть перо и набрать нужное количество чернил приходило с годами. Мозоли на среднем пальце от усердного держания ручки, запачканные руки и одежда, кляксы в тетради, пролитые на парту чернила – это реальные издержки школьной жизни довоенных и первых послевоенных лет. Однако были и плюсы для находчивых школьников: двойку в дневнике можно было скрыть под жирной кляксой, а под предлогом «отмыть руки от чернил» – пол-урока провести вне класса. 

Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый — только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно — испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50–60– годы XX века было обычным делом. За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу. Неудобно? Зато использование таких письменных принадлежностей делало возможным знакомство с основами каллиграфии с самого начала обучения письму, а далее — совершенствовать навыки.

В старших классах ученики писали перьевыми авторучками. Им не нужны были чернильницы — сами ручки заправлялись чернилами. Были ручки поршневые (чернила в их резервуарчик закачивались винтовым поршенем — почти как в шприц) и простые - с гофрированной резиновой «качалкой».

Написанный текст был мокрый, поэтому его нужно было после написания промокнуть специальным листом пористой «ватной» промокательной бумаги розового, голубого, сиреневого цветов. Такие листы были вложены по одному в начало каждой тетради. Эти «промокашки», как правило, тоже были у всех разрисованы. Невысохший текст было легко случайно размазать. За «грязь» в тетради снижали оценку.