Истрия появления воздушного шара
Изобретателями воздушного шара являются братья Жосеф и Этьен Монгольфье.
Еще с детства братья чувствовали тягу к изобретениям и один раз, сидя у камина, они заметили, что рубашка, которая висела, надулась и тогда им в голову пришла гениальная идея. Они сшили экспериментальную модель и нагрели ее над огнем – он поднялся на высоту 30 метров. Это произошло в ноябре 1782 году и этот год можно смело считать началом воздухоплавания.
4 июня 1783 года состоялась публичная демонстрация изобретения братьев
Монгольфье, на которую пришло огромное количество людей. В течение десяти минут
шар набрал высоту, а в 4 тысячах футов от места запуска упал на землю. Это был
научный успех, требующий, однако, тщательного развития.
Французский изобретатель и ученый Жак Шарль тогда тоже решил опробовать себя в сфере воздухоплавания — он наполнил шар водородом, что дало значительный скачок в исследовании. В зависимости от различных способов заполнения воздушных шаров они получали разные названия. Так, сферы, наполняемые теплым воздухом, были названы монгольфьерами, а водородом — шарльерами.
Первый шарльер был запущен с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Необходимо заметить, что все проводимые опыты ставились только шарах без пассажиров, так как возникала опасность падения конструкций с огромной высоты.
Информация об
успешном запуске огромного воздушного шара дошла до верхов — Академии наук,
которая предложила Монгольфье финансирование всех экспериментов. Естественно,
это было заманчивое предложение, так как все средства на предыдущие опыты были
из собственного кармана братьев. И тогда Монгольфье решили идти дальше —
создать шар большего размера, на этот раз объемом в тысячу кубических метров и
весом 450 килограммов. Несмотря на некоторые трудности в изготовлении, осенью
того же года сфера была готова.
19 сентября 1783 года в Версале братья-эскпериментаторы впервые выпустили
в воздух шар, в плетеной корзине которого были овца, петух и гусь. Весь полет
занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три
километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю
настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. Данное событие ознаменовало
новый виток в развитии воздухоплавания, необходимо было только найти более
прочный материал, чтобы была возможность поднимать в воздух и людей.
Воодушевленные успешной демонстрацией в Версале, Жозеф и Жак-Этьен
принялись за изготовление самого большого воздушного шара, который мог бы
поднять в воздух двух человек. Младший брат начал проектировать новое
изобретение, немного изменив чертежи предыдущих сфер. Новый воздушный шар
разительно отличался от предшественников — он имел овальную форму, более 13
метров в диаметре, объем более 2 тысяч кубических метров и вес 500 килограммов.
Более того, он был празднично украшен — виднелась фигура царя на голубом фоне,
а также знаки зодиака и многочисленные цветы.
Настало время и людям испробовать на прочность воздушный шар. Жак-Этьен
мечтал полетать на совместном с братом изобретении, однако их отец настрого
запретил это делать. Поэтому такая честь выпала Пилатру де Розье и армейскому
офицеру — маркизу д’Арланду.
Дебютный полет состоялся на западной окраине Парижа 21 ноября 1783 года.
Опыт прошел достаточно успешно — воздушный шар поднялся вверх почти на один
километр, а за 25 минут смог преодолеть расстояние в девять миль. Данное
научное открытие буквально взорвало Францию — во всех магазинах можно было
приобрести различные сувениры в виде воздушных шаров, посуда пестрила
картинками с ними. Уже 10 декабря 1783 года Жозеф и Жак-Этьен были приглашены в
Академию наук, где их наградили за достижения в воздухоплавании, а их отец Пьер
получил дворянский титул. В 1783 году Людовик XVI вызывает Этьена и Жозефа из
Аннона в Париж, жалует им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к
звездам». За выдающиеся достижения в области воздухоплавания Людовик XVI
наградил Этьена и Жозефа Монгольфье орденом Святого Михаила.
Несомненно, после столь оглушительного успеха в прессе появились
утверждения, что проект воздушного шара был придуман еще 74 года назад
священником Бартоломеу де Гужмао. Тем не менее, серьезных доводов не было
приведено, и данное заявление было аннулировано.
Воздушные шары братьев Монгольфье получили название «монгольфьеры» и
применяются до сих пор. Это современные тепловые аэростаты, поднимающиеся за
счет нагретого воздуха. Оболочка выполняется из легкой термостойкой
синтетической, очень прочной ткани. Горелки, установленные в гондоле под
куполом и прогревающие воздух в оболочке, работают на пропан-бутане.
В 19 веке воздушные шары стали атрибутом праздников. Они часто
сопровождали коронации монархов, праздники, посвященные важным политическим и
военным победам и неотъемлемым развлечением первых выставок в Париже и Англии
во второй половине 19 века.
Также в это время было преодолено огромное по тем временам расстояние в 800 км – от Англии до княжества Насо и сделана первая фотография с воздуха – фотография Парижа.
К концу 19 века воздушные шары стали использоваться в научных целях. В воздух запускали шары-зонды, которые, поднявшись на большую высоту брали пробы воздуха. В 1897 году аэростаты были применены в экспедиции по изучению Арктики шведскими учеными во главе с Соломоном Августом Андре. Однако экспедиция окончилась трагически, по видимому ученые не справились управлением и потеряли контроль над аппаратом.
Начало 20 века было отмечено несколькими рекордами высоты и первым в истории полете к стратосфере Земли на воздушном шаре. Совершил этот полет француз Оггюст Пикар в 1937 году на специально проектированной капсуле постоянного давления.
Воздушные шары органично влились в нашу жизнь. Они стали отдельным видом спорта и с успехом используются во многих сферах (научной и военной), а также в индустрии развлечений. И сегодня полет на воздушном шаре может позволить себе любой человек, желающий рассмотреть землю с высоты птичьего полета.