|
Характеристика исторической личности |
1. Годы жизни |
(1843-1923)
|
2. Описание внешности |
|
3. В какой стране жил исследователь |
Россия |
4. Детские годы: происхождение, образование, друзья, воспитатели * |
Родился Дмитрий Николаевич Анучин в Петербурге 8 сентября 1843 г. Отец его был на военной службе и участвовал в Отечественной войне 1812 г. Мать, дочь крестьянина, получила образование в одном из петербургских пансионов. Довольно хорошая домашняя библиотека, где были книги наиболее передовых писателей того времени, помогла Д. Н. Анучину ещё в юности приобрести обширные познания. Окончив гимназию, он стал учиться на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Окончить его ему не удалось из-за открывшегося туберкулёза лёгких. Весной 1861 г. по совету врачей он уехал за границу, сначала в Гейдельберг, а затем в Италию. Д. Н. Анучин, несмотря на болезнь, много работал, жадно впитывая новые впечатления и широко используя для пополнения своего образования библиотеки городов, в которых жил. Тогда же он познакомился с только что вышедшим "Происхождением видов" Ч. Дарвина. В связи с этим он всё больше и больше начал интересоваться естествознанием. Летом 1863 г. здоровье его настолько улучшилось, что он решил вернуться в Россию. Однако оно было не настолько хорошо, чтобы жить в Петербурге. Д. Н. Анучин поселился в Москве. Он поступил на естественно-историческое отделение Московского университета, с которым и связана вся его дальнейшая деятельность. |
5. Чем знаменит в географии |
был создателем русской академической (университетской) географии, антропологии, этнографии и археологии |
6. Цели его исследования и средства, которые он использовал для их достижения |
Во всех своих антропологических работах Д. Н. Анучин твёрдо придерживается единственно правильного взгляда, что все человеческие расы произошли из одного корня. "Сходство всех известных рас, - пишет он, - в основных физических и психологических признаках и способность всех их, в том числе и наиболее обособленных, например, негра и белого, к половому смешению и к произведению помесей говорит в пользу того, что все человеческие разновидности составляют варианты одного и того же вида". Тем самым Д. Н. Анучин решительно отверг взгляд на происхождение человеческих рас от различных обезьяноподобных предков, который послужил базой для германского антинаучного изуверского "расизма" с его расой господ и расой рабов. |
7. Какие открытия были сделаны? |
Антропоморфные обезьяны и низшие расы человечества, "Природа", 1874; Материалы для антропологии Восточной Азии. 1 - Племя айнов, "Труды Антропологического отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии", 1874; О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам, там же, 1880, т. VI; Происхождение человека и его ископаемые предки, "Итоги науки", 1912; Происхождение человека, Госиздат, 1922 (3-е изд., М.-Л., 1927): Великая Россия. Географические, этнографические и культурно-бытовые очерки современной России, М., 1912; Курс лекций по истории землеведения (литогр.), М., 1885; Курс лекций по древней географии (литогр.), М., 1887; Из поездки к истокам Волги и Днепра, "Сев. Вестник", 1891, № 8; Отчёт рекогносцировочной экспедиции 1894 г. по исследованию верховьев Зап. Двины, Спб., 1894; Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии представлений о нём, "Землеведение", 1895, т. I; Новейшее изучение озёр в Европе и несколько новых данных об озёрах Тверской, Псковской и Смоленской губерний, там же; Суша. Краткие сведения по орографии, "Землеведение", 1895, т. II-III; Верхневолжские озёра и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894-1895 гг., М., 1897; Озёра области истоков Волги и верховьев Западной Двины, "Землеведение", 1898, ч. I-II; Япония и японцы. Географический очерк с картами и рисунками, М., 1907; Курс физической географии (литогр.), 1907; Достижение Северного полюса, "Землеведение", 1909, т. III; Охрана памятников природы, "Землеведение", 1914, т. I-II. |
8. С какими трудностями столкнулся во время своего путешествия? |
Был очень больным ребенком из-за этого не мог жить в России |
9. Сделайте вывод о значении деятельности. ** |
Большой, пытливый, чрезвычайно трезвый ум Д. Н. Анучина всегда проникал в самую сущность изучаемого явления. Благодаря изумительной трудоспособности, исключительной памяти и широте интересов Д. Н. Анучин обладал редчайшей эрудицией как в области естественно-исторических, так и в области исторических наук. Всё это вместе позволило Дмитрию Николаевичу Анучину использовать в своих исследованиях массу разнообразнейших материалов, глубоко, интересно и разносторонне трактовать любой изучаемый им вопрос. |
10. Выразите своё отношение к личности через творческую работу: эссе, кроссворд (15 слов), коллаж, презентацию (5 слайдов), эпитафию, оду (стихотворение, поэму, сказку) |
|
11. Составьте перечень используемых источников в соответствии с памяткой. |
Богданов В. В., Д. Н. Анучин, М., 1941; Сборник в честь 70-летия Д. Н. Анучина, М., 1913; Крубер А. В., Памяти Д. Н. Анучина, "Землеведение", 1924, в. 1-2; Бунако В. В., Деятельность Д. Н. Анучина в области антропологии, "Русский антропологический журнал", 1924, в. 3-4; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л., 1946.
|
12. Создайте гиперссылки к событиям (терминам, датам), расширяющие содержание дополнительной информацией. |
http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st061.shtml
|