ТАЙНЫ БУЛЬВАРОВ г. ХАБАРОВСКА

История Хабаровска связана с освоением Россией берегов Амура и Тихого океана. 31 мая 1858 года солдаты линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко основали военный пост, названный Хабаровкой - в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

В 1864 году топограф М. Любенский сделал первый план застройки города.   До этого момента Хабаровка оставалась на положении заштатного населённого пункта и застраивалась хаотично.   Естественный ландшафт и определял планировку будущего города. Исторической частью застройки являются три гряды отрогов Сихотэ-Алиня, нисходящие к берегу Амура. Между ними в то время текли речки Бури и Ури (позже названные Чердымовка¹ и Плюснинка²)

ИСТОРИЯ ПРИАМУРЬЯ. Старый ХабаровскНа трёх холмах по склонам селились обыватели, а на вершинах стояли дома местной знати - купечества и чиновников.

Заселялась Хабаровка первоначально военными, потом начал появляться и торговый люд. Ехали сюда со всей России: Забайкалья, Сибири, Оренбургской, Пермской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний, Москвы и Петербурга.

 

В 1880 году Хабаровка получила титул города. На тот момент в ней проживало около 5 тысяч человек и насчитывалось 855 жилых строений. Официальных названий улиц не было и когда поступило распоряжение поименовать их, то на карте появились названия трёх центральных улиц: Муравьёва-Амурского, Барановская - в честь приамурского военного губернатора Баранова, и Тихменьевская - по фамилии генерал-майора Тихменьева, который был в своё время военным губернатором Приморской области и числился почётным гражданином Хабаровки. 16 июня 1884 года было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области, административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 году в город Хабаровск. Такое административное деление сохранилось до начала ХХ века.

Историческая часть Хабаровска размещается между 2-мя бульварами Амурским и Уссурийским.

Хабаровск - Вид на будущий Уссурийский бульвар

Вид на будущий Уссурийский бульвар. 1954г.

До реализации генерального градостроительного плана (середина 19 столетия) по этим бульварам текли реки Чердымовка¹ и Плюснинка², названные в честь богатых городских деятелей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Устье речки Бури (Чердымовка) 1870г.

Далее, реки зашили в бетонные полости и вместо речных просторов на бульварах стали течь только потоки людей. Отчасти в них впадают сточные влаги центральных коллекторов, однако в целом - на самом деле водные объекты природного происхождения. Входы в русла подземных рек находятся на берегу Амура.

р.Чердымовка

http://tkhv.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_2418-1024x683.jpgОдин - у таможенного дебаркадера на Уссурийском бульваре, другой у спортивного комплекса стадиона им. Ленина на Амурском бульваре. Выходы на поверхность располагаются по всей длине забетонированного русла.
         Эти объекты - исторические памятники Хабаровска, на стенках сохранена дореволюционная кладка, кирпич с клеймами, присутствуют арки и пролёты.

 

История строительства Бульваров.


             16 мая 1900 года городской думой было принято решение о начале строительства бульваров в падях. До поры до времени эти территории использовались для различных случайных и временных сооружений. Когда же в центре города стало тесновато, взоры обитателей все чаще стали обращаться к неудобьям. Так, например, 8 сентября 1902 года городская дума рассмотрела заявление некоего Житникова об отводе земли под мастерскую в Чардымовской пади. Заявление удовлетворили на срок до 1 июня 1903 года, когда в соответствии с решением должна было начаться строительство бульваров. С приближением заветной даты, определив, что такое колоссальное строительство городу пока не под силу, решили нарезать участки правильной формы и сдать их в аренду с торгов сроком до июня 1908 года. 19 апреля 1906 года гласный городской думы (депутат с правом решающего голоса) Александр Васильевич

Плюснин доложил, что в падях устроены харчевни, пивнушки, помещения сдаются в наем, как квартиры и прочее.

Мастерские оказались далеко не на первом плане. Дума постановила: впредь сдавать участки по контракту, где указывать, что вначале строится мастерская, затем жилье, но лишь для собственной семьи и наемных работников.        
          Аренда земли приносила городу деньги, которых постоянно недоставало, поэтому вопрос о бульварах в падях отодвигался на неопределенный срок. На их месте в самом центре города разрастались жуткие задворки, именуемые в народе ныне забытым словом «Шанхай».
          Решение о строительстве бульваров было принято в период подготовки к 100-летию города. Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовки и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта. Сегодня кажется невероятным, что в стране, залечивающей раны недавней войны, нашлись деньги на то, чтобы расселить из трущоб людей, построить большой стадион и начать осуществление планов, зародившихся в городе более, чем полвека назад. В середине шестидесятых годов отсыпка бульваров была завершена, они были засажены деревьями и ныне представляют собой рощи в центре города. Окончательное «покорение» Плюснинки и исчезновение последнего домика в Плюснинской пади произошло 10 ноября 1982 года. Владельцами последнего дома по Милицейской 73 или Уссурийскому бульвару 65 были: Анна Ивановна Иванова, пенсионерка из бывших доярок на Чукотке и Гордей Романович Банкрашков, строитель аэродромов на территории от Приморья до Магадана, очевидец и участник многих интересных авиационных событий востока России.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1.  Михаил Игнатьевич Чердымов  - читинский купец 3-й гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске, затем прибыл в Хабаровск в 1859 г. С 1868 по 1878 г.г. состоял в 1-й купеческой гильдии, в 1878 г. получил орден Станислава III степени за заслуги по делам Синода. Стал Первым почетным гражданином Хабаровска. Его имя носила речка Чердымовка, на месте которой возник современный Амурский бульвар.

В 1859 году Михаил приехал из Николаевска в качестве приказчика российско-американской компании.  Чердымов получил земельный участок и открыл на берегу Амура лавочку, в которой торговал самыми необходимыми продуктами – мукой, крупой, солью. В 1860‑х годах он уже числился оседлым жителем, а в 1873 году Михаил Чердымов профинансировал строительство первой в городе школы. Он внес 3500 на образование в целом, из которых 700 рублей составляли установленное им ежегодное пособие школе. Купец выплачивал его стабильно на протяжении пяти лет. В 1878 году он отправился в Иркутск, где скоропостижно скончался. Чердымов не успел узнать о том, что как раз в это время в Хабаровку пришло распоряжение императора о присвоении ему звания почетного гражданина. Семьи у первого хабаровского купца-мецената не было – дальние родственники нашлись лишь в маленьком селе под Нижним Новгородом. Хабаровским историкам пока не удалось обнаружить ни одной фотографии Михаила Чердымова.

 

 

2. Андрей Федорович Плюснин (1827-1880)

 - основатель известнейшей на Дальнем Востоке купеческой династии Плюсниных. Происходил из крестьян Забайкалья. В 1860 г. на своем баркасе он пристал у селения Хабаровка и открыл торговлю. Два года Андрей Федорович разъезжал по стойбищам и обменивал товары на пушнину. Скупал соболя по 2-4 руб. в Хабаровке, продавал в Иркутске в 3-6 раз дороже. Дело оказалось очень прибыльным: получил прибыль 22 тыс. руб. К 1876 г. капитал дома Плюсниных составил 100 тыс. руб. За относительно небольшой срок стал богатейшим человеком города.

 Андрей Фёдорович выписал из Америки заднеколесный пароход «Русский», на котором совершил первые успешные экспедиции по реке Сунгари. Торговал с китайцами, оттуда вез полный груз хлеба в Хабаровку. Общественная деятельность А. Ф. Плюснина тоже заслуживает внимания.  С именем Плюсниных связаны строительство Иннокеньтьевской церкви, закладка Успенского собора, доходный дом на площади Соборной, торговые ряды (речной вокзал) и другие здания и сооружения, определяющие сегодня облик старого Хабаровска. В 1880 г., когда Хабаровка получила статус города, Андрей Федорович умер. «Полная труда и лишений жизнь промышленника и рыболова в Забайкалье, — написала газета, — затем 20 лет жизни на Амуре, где к старым привычным заботам и трудам прибавились новые (проведение телеграфной просеки от Хабаровки к Владивостоку, доставка срочных военных грузов зимой при полном бездорожье, осенние рыбалки, где заготовлялись тысячи бочек кеты для войск и пр.), при железной воле и желании идти всегда впереди всех и учить рабочих своим примером, унесли здоровье Андрея Федоровича». Он прожил всего 53 года. Его капитал составлял 250000 рублей