Привокзальная площадь г. Хабаровска
Хабаровск - один из крупнейших городов российского
Дальнего Востока, административный, промышленный и культурный центр
Хабаровского края.
Лицо любого населенного пункта — это железнодорожный вокзал, и первое впечатление
о незнакомом городе или поселке, рядом с которым проходит стальная нитка
магистрали, часто появляется именно после встречи с вокзальным сооружением.
Главные ворота города — вокзальный комплекс станции Хабаровск-1 —
почти всегда впечатляют гостей и жителей Хабаровска своей оригинальностью и
изяществом архитектурных форм.
Юбилейную дату — 110-летие Дальневосточной железной дороги вокзальный
комплекс станции Хабаровск-1 встретил совершенно обновлённым; неизменным
остается лишь знаменитый памятник Ерофею Павловичу Хабарову на привокзальной
площади.
Первый вокзал
Довольно
бурное развитие города в конце прошлого — начале нынешнего века было связано с
началом большого железнодорожного строительства на Дальнем Востоке. В 1891 г.
было начато возведение Уссурийской железной дороги, самого дальнего плеча
Транссиба, которое продолжалось шесть лет. В 1897 году было установлено
движение между Хабаровском и Владивостоком. Сооружение Амурского участка
Транссиба способствовало дальнейшему превращению Хабаровска в крупнейший
транспортный узел Дальнего Востока.
История здания Хабаровского вокзала связана с домом Романовых. По некоторым
данным первый камень в его фундамент заложил в 1891 году цесаревич, будущий
русский император Николай Александрович. Другие источники сообщают, что
закладка первого здания станции Хабаровск Северно-Уссурийской железной дороги
состоялась 19 октября (6 октября по старому стилю) 1897 года. И уже к декабрю
было возведено типовое одноэтажное деревянное здание (2-го класса) первого хабаровского
вокзала площадью 93 кв. метра.
Второй Вокзал
В
апреле 1920 года, когда на Дальнем Востоке полыхало пламя Гражданской войны,
вокзал полностью сгорел в результате артиллерийского обстрела привокзальной
площади японскими интервентами. И только в ноябре 1926 года здание было
отстроено в камне. Тогда первая очередь нового вокзала (основная часть) —
одноэтажное здание в неорусском стиле приняла первых пассажиров. В октябре 1935
года был окончательно достроен первый каменный вокзал со сдачей в эксплуатацию
второго, самостоятельного крыла здания (западная часть вокзала).
Во время Великой
Отечественной войны на железнодорожном вокзале Хабаровска шла обычная для
военного времени жизнь: из «тарелок» громкоговорителей доносились номера
воинских эшелонов, отправляющихся на Запад, где шла невиданная доселе в истории
битва народов. Моряки, летчики, танкисты - тысячи людей с тревогой вслушивались
в голоса дикторов в надежде узнать, на каком из фронтов им придется рисковать
своей жизнью ради родной страны. И после Победы на этом же вокзале встречали
воинов жены и дети.
В 50-60-е годы возникла острая потребность в увеличении площади здания
ввиду возросшего пассажиропотока. Здание было рассчитано на пребывание в сутки
700 пассажиров, количество которых достигало иногда полутора-двух тысяч. Подход
к поездам осуществлялся непосредственно через пути, в результате при
одновременной стоянке нескольких поездов создавались большие неудобства для
пассажиров. Вопрос необходимости реконструкции здания пассажирского вокзала станции
Хабаровск-1 был поднят в 1956 году, проект отправлен в МПС, но не был разрешен.
Наконец, в начале 1960-х годов старый хабаровский вокзал был полностью снесен
посредством взрывных работ, и в 1964 — 1966 годах на его бутовом фундаменте
было построено железобетонное двухэтажное здание в стиле конструктивизма и
площадью около восьми тысяч квадратных метров.
Шло время, и спустя
почти четыре десятилетия в России на смену одной эпохе пришла другая. Ветшало
вокзальное сооружение краевого центра, к тому же оно едва справлялось с еще
более возросшим потоком пассажиров. Облик вокзального комплекса станции
Хабаровск-1 было решено подвергнуть кардинальному обновлению.
В число многих, решаемых проектом задач, кроме улучшения
функционально-эксплуатационных качеств вокзала входила также реконструкция
привокзальной площади. Основные задачи заключались в следующем: разделение
транспортных и пешеходных потоков; создание наилучших условии для кратчайшего и
безопасного перехода пассажиров с городского транспорта в вокзал и обратно; из
безликой и неорганизованной, сделать площадь пригодной для отдыха людей, с
помощью средств архитектуры, дизайна, озеленения придать ей красивый и
достойный вид, так как привокзальная площадь является со стороны железной
дороги по сути дела «вестибюлем города».
В центре Привокзальной
площади когда-то стоял каменный обелиск в память об участии армии в работах по
сооружению Уссурийской железной дороги в 1891 - 1897 годах (торжественное
открытие состоялось 29 мая 1900 года). Обелиск венчал 35-пудовый орел.
5 апреля 1920 года во время боя краснофлотцев, сдерживавших натиск японцев на
подступах к вокзалу, с обелиска был сбит орел. После окончания Гражданской
войны этот великолепный памятник не был восстановлен. Сам обелиск был снесен
уже после 1928 года.
После реконструкции здания хабаровского вокзала рядом с ним был восстановлен
и обелиск в память о воинах русской армии, строивших Уссурийскую железную
дорогу.
Архитекторы по имевшимся фотографиям заново вычислили пропорции обелиска и спроектировали
его реконструкцию. А восстановленный текст мемориальной доски говорит о том,
что «...воины российские, стоящие грозным оплотом на отдаленнейшем рубеже
империи, одинаково умело служат Отечеству, как ружьем, так и лопатой, и
топором...».
Сегодня в центре
площади обращенный лицом к зданию вокзала стоит памятник Ерофею
Павловичу Хабарову. В его образе скульптором
Я.П.Мильчиным воплощен собирательный тип русских землепроходцев, усилиями и
деяниями которых к русскому государству были присоединены Сибирь и Дальний
Восток.
Хабаров, отлитый из бронзы, изображен взошедшим на скалу и
всматривающимся в широкие амурские дали. В левой руке - свиток с записями, а
правая поддерживает спадающий с плеча тулуп. Высота памятника 11,5 метра. На
лицевой стороне памятника надпись: «Ерофею Павловичу Хабарову», чуть ниже: «В
день столетия города Хабаровска 1858 - 1958».