Привокзальная площадь г. Хабаровска

Хабаровск - один из крупнейших городов российского Дальнего Востока, административный, промышленный и культурный центр Хабаровского края.
         Лицо любого населенного пункта — это железнодорожный вокзал, и первое впечатление о незнакомом городе или поселке, рядом с которым проходит стальная нитка магистрали, часто появляется именно после встречи с вокзальным сооружением.
         Главные ворота города — вокзальный комплекс станции Хабаровск-1 — почти всегда впечатляют гостей и жителей Хабаровска своей оригинальностью и изяществом архитектурных форм.
         Юбилейную дату — 110-летие Дальневосточной железной дороги вокзальный комплекс станции Хабаровск-1 встретил совершенно обновлённым; неизменным остается лишь знаменитый памятник Ерофею Павловичу Хабарову на привокзальной площади.

Первый вокзал
Довольно бурное развитие города в конце прошлого — начале нынешнего века было связано с началом большого железнодорожного строительства на Дальнем Востоке. В 1891 г. было начато возведение Уссурийской железной дороги, самого дальнего плеча Транссиба, которое продолжалось шесть лет. В 1897 году было установлено движение между Хабаровском и Владивостоком. Сооружение Амурского участка Транссиба способствовало дальнейшему превращению Хабаровска в крупнейший транспортный узел Дальнего Востока.
История здания Хабаровского вокзала связана с домом Романовых. По некоторым данным первый камень в его фундамент заложил в 1891 году цесаревич, будущий русский император Николай Александрович. Другие источники сообщают, что закладка первого здания станции Хабаровск Северно-Уссурийской железной дороги состоялась 19 октября (6 октября по старому стилю) 1897 года. И уже к декабрю было возведено типовое одноэтажное деревянное здание (2-го класса) первого хабаровского вокзала площадью 93 кв. метра.

Второй Вокзал
В апреле 1920 года, когда на Дальнем Востоке полыхало пламя Гражданской войны, вокзал полностью сгорел в результате артиллерийского обстрела привокзальной площади японскими интервентами. И только в ноябре 1926 года здание было отстроено в камне. Тогда первая очередь нового вокзала (основная часть) — одноэтажное здание в неорусском стиле приняла первых пассажиров. В октябре 1935 года был окончательно достроен первый каменный вокзал со сдачей в эксплуатацию второго, самостоятельного крыла здания (западная часть вокзала).

Во время Великой Отечественной войны на железнодорожном вокзале Хабаровска шла обычная для военного времени жизнь: из «тарелок» громкоговорителей доносились номера воинских эшелонов, отправляющихся на Запад, где шла невиданная доселе в истории битва народов. Моряки, летчики, танкисты - тысячи людей с тревогой вслушивались в голоса дикторов в надежде узнать, на каком из фронтов им придется рисковать своей жизнью ради родной страны. И после Победы на этом же вокзале встречали воинов жены и дети.
         В 50-60-е годы возникла острая потребность в увеличении площади здания ввиду возросшего пассажиропотока. Здание было рассчитано на пребывание в сутки 700 пассажиров, количество которых достигало иногда полутора-двух тысяч. Подход к поездам осуществлялся непосредственно через пути, в результате при одновременной стоянке нескольких поездов создавались большие неудобства для пассажиров. Вопрос необходимости реконструкции здания пассажирского вокзала станции Хабаровск-1 был поднят в 1956 году, проект отправлен в МПС, но не был разрешен. Наконец, в начале 1960-х годов старый хабаровский вокзал был полностью снесен посредством взрывных работ, и в 1964 — 1966 годах на его бутовом фундаменте было построено железобетонное двухэтажное здание в стиле конструктивизма и площадью около восьми тысяч квадратных метров.

Шло время, и спустя почти четыре десятилетия в России на смену одной эпохе пришла другая. Ветшало вокзальное сооружение краевого центра, к тому же оно едва справлялось с еще более возросшим потоком пассажиров. Облик вокзального комплекса станции Хабаровск-1 было решено подвергнуть кардинальному обновлению.
В число многих, решаемых проектом задач, кроме улучшения функционально-эксплуатационных качеств вокзала входила также реконструкция привокзальной площади. Основные задачи заключались в следующем: разделение транспортных и пешеходных потоков; создание наилучших условии для кратчайшего и безопасного перехода пассажиров с городского транспорта в вокзал и обратно; из безликой и неорганизованной, сделать площадь пригодной для отдыха людей, с помощью средств архитектуры, дизайна, озеленения придать ей красивый и достойный вид, так как привокзальная площадь является со стороны железной дороги по сути дела «вестибюлем города».

В центре Привокзальной площади когда-то стоял каменный обелиск в память об участии армии в работах по сооружению Уссурийской железной дороги в 1891 - 1897 годах (торжественное открытие состоялось 29 мая 1900 года). Обелиск венчал 35-пудо­вый орел. 5 апреля 1920 года во время боя краснофлотцев, сдер­живавших натиск японцев на подступах к вокзалу, с обелиска был сбит орел. После окончания Гражданской войны этот велико­лепный памятник не был восстановлен. Сам обелиск был снесен уже после 1928 года.
После реконструкции здания хабаров­ского вокзала рядом с ним был восстанов­лен и обелиск в память о воинах русской армии, строивших Уссурийскую железную дорогу.
Архитекторы по имевшимся фотографиям заново вычислили пропорции обелиска и спроектиро­вали его реконструкцию. А восстановлен­ный текст мемориальной доски говорит о том, что «...воины российские, стоящие грозным оплотом на отдаленнейшем ру­беже империи, одинаково умело служат Отечеству, как ружьем, так и лопатой, и топором...».

 

Сегодня в центре площади обращенный лицом к зданию вокзала стоит памятник Ерофею Павловичу Хабарову. В его образе скульптором Я.П.Мильчиным воплощен собирательный тип русских землепроходцев, усилиями и деяниями которых к русскому государству были присоединены Сибирь и Дальний Восток.
         Хабаров, отлитый из бронзы, изображен взошедшим на скалу и всматривающимся в широкие амурские дали. В левой руке - сви­ток с записями, а правая поддерживает спа­дающий с плеча тулуп. Высота памятника 11,5 метра. На лицевой стороне памятника надпись: «Ерофею Павловичу Хабарову», чуть ниже: «В день столетия города Хабаровска 1858 -  1958».