Орочи - тунгусо-маньчжурская народность России

 

Общие сведения

http://www.narodru.ru/pict/peoples/narodoroci.jpg

Орочи (самоназвания “орочили”, “орочисэл”) – тунгусо-маньчжурская народность России, проживающая в Хабаровском и Приморском краях (на побережьях таежных горных рек Тумнин, Коппи, Хунгари и в низовье р. Амур). Численность 915 человек.

Основные традиционные занятия орочейохота и рыболовство.

На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально. Семьи оставались в зимних селениях. На месте промысла жили в общем жилище, но каждый охотник имел свой амбар, в котором хранил снаряжение и продовольствие.

ОХОТА

РЫБОЛОВСТВО

Охотничье оружие состояло из лука (бэн), копья (гида), охотничьего ножа (кучэн) и самострела.

Для охоты на водоплавающую и боровую дичь и белку применяли стрелы с различными наконечниками – костяными четырехгранными, ромбовидными, железными листовидными. На лося, кабаргу, изюбря, косулю, кабана, оленя, а также на медведя охотились круглый год. Осенью лося и изюбря приманивали манком – берестяной трубкой (ынггутанки, холбоока), кабаргу – берестяным свистком (пипу, пича). Зимой и весной крупных копытных преследовали на лыжах.

Орочи занимались рыболовством круглый год. Пользовались острогами – двузубыми (дюнгни, сэпэнгку), трезубыми (мэньмэ, акигда) и шестизубыми (сичинки), крючковыми снастями, удочками и приманками (бэмэукэ). Применяли сети из крапивных нитей

 

http://www.rusnations.ru/images/cms/data/orochi_640/orochi_web_009.jpg

 

Традиционные ремёсла - кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом).

У Орочей было развито ездовое собаководство.

Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали.

 

Традиционные продукты питания орочей – рыба (с мая по октябрь, от вскрытия до замерзания рек) и мясо (в другую половину года, с ноября по апрель). Рыбные продукты в большом количестве употреблялись и зимой, для чего рыбу в соленом и вяленом виде заготавливали с осени.

Немалое место в пищевом рационе занимали дикорастущие растения – листья черемши и дикого лука, клубни сараны, ягоды черемухи, брусники, голубицы, морошки. Орочи знали целебные свойства некоторых лекарственных трав, охотно применяя их для лечения заболеваний и ран.

Мясо ели сырым, отварным, жареным, мороженым, вяленым. Собачье мясо служило ритуальной пищей. Лакомством считались сердце, печень сохатого, медведя, а сырой костный мозг был лучшим угощением. Приготавливали студнеобразные блюда из разваренной мездры с лосиной шкуры, рыбьей кожи.

Важное значение имело собирательство: заготавливали голубику, клюкву, красную и черную смородину и др. ягоды, черемшу, клубни сараны. Из ягод черемухи пекли лепешки (ияа), десятки съедобных трав и корней потребляли с рыбными супами и мясной пищей, употребляли вареных двустворчатых моллюсков.

Утварь была в основном берестяная: ведра (куккэ), прямоугольные короба для хранения посуды, солонки (капту), ковши, туеса (кондже). Из дерева изготавливали блюда, чашки (моко), ложки (уня), половники для снятия пены (явка), столики для еды (дэрэ),металлическую посуду покупали. Пищу варили в больших котлах, а на промысле – в котелках (ико), чай кипятили в чайниках (тянки), рыбу и мясо жарили на сковородах (коворода), картофель или овощи варили в чугунках (тугунка).

http://www.nsu.ru/ip/images/static_img/oroch_3.jpghttp://www.nsu.ru/ip/images/blank.gif  Жилище орочей. Свои поселения орочи устраивали по берегам рек на значительном расстоянии друг от друга. Наиболее распространенным жилым сооружением летом был двускатный шалаш кава с вертикальными стенками. Зимой жили в полуземлянке с очаговым отоплением. Она имела вид двускатной крыши поставленной на землю. Рядом с жилыми постройками орочи сооружали и хозяйственные: свайные амбары, навесы, вешала.

Традиционная одежда орочей - распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников - юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) - большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины - ватную или меховую шапку. Обувь - унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.

 

Религиозные взгляды орочей.

Мир предстоял населенным добрыми и злыми духами (анимизм), у них просили удачи, принося жертвы. В старину перед началом охоты в тайге каждая группа охотников устраивала жертвоприношение не только окрестным угодьям, тигру и огню, но также и морскому божеству. Для него варилась каша, но нерпичьим жиром не поливалась. На другой день начинали охоту. Охотничье счастье орочи представляли себе то в виде охотничьей сумки, в которой лежит шерсть разных животных, то в виде девочки, посланной хозяином зверей – тигром, или жука – души сохатого, а то и в виде хромоногой косули, за которой гонится охотник, причем никак не может ее догнать.

Существовал культ огня с рядом запретов. Нельзя было плевать в огонь, бросать в него что попало, прикуривать от него.

Весьма почитались Тэму – хозяин (или хозяйка) водной стихии и касатка – священное животное, имеющее власть над морскими зверями и рыбами (промысловый культ).

 По народным представлениям земля – это огромная лосиха, имеющая восемь ног, хребет ее – цепь гор, шерсть – деревья, пух – трава и кустарники, паразиты в шерсти – звери, а вьющиеся вокруг нее насекомые – птицы.

Тигра почитали как священного зверя, его никогда не убивали, он – предок одного из родов (тотемизм). Дуэнтэ – "хозяин" медведей, также считался священным. Для медвежьего праздника, подобно другим амурским народам, орочи выращивали медвежат в специальных срубах, а во время праздника происходило ритуальное поедание мяса убитого медведя, устраивались различные состязания.

Посредниками между людьми и хозяевами Нижнего и Верхнего миров или между людьми и духами были шаманы, как мужчины, так и женщины, если им во сне являлся дух умершего шамана.

 Каждый шаман имел своего личного духа-покровителя и множество духов-помощников. Ритуальной одеждой и предметами культа служили бубен с колотушкой, пояс с погремушками, юбка (хосэ), а к спинке халата прикрепляли крылья орла или другой птицы. На шаманскую одежду наносили изображения духов-помощников (змей, червей, лягушек, ящериц, птиц, рыб), аналогичные фигуркам на бубнах, колотушках. Шаманы делились на добрых и злых: верили, что злой шаман (амба самани) поедает души зверей и людей.

Музыка орочей различная: лирическая, эпическая, игровая, звукоподражательная, инструментальная, обрядово шаманская и ритуальная. Как правило, она всегда связана с медвежьим праздником. Есть у орочей и свои музыкальные инструменты: дудуманку – однострунная смычковая лютня или пупан – тальниковая свистковая флейта и многие другие. Много музыкальных погремушек: ачиан – пластинчатые металлические подвески-погремушки, пэайа – круглые подвески-погремушки, лэли – набор разнообразных подвесок-погремушек на женском переднике.


Зимний дом орочи

       В наши дни традиционная культура орочей находится на грани исчезновения. И тем не менее в Ванинском районе Хабаровского края образованы национальные общины «Промысловик» и «Север», работает рыболовецкая артель.

__________________________________________________________________

            Orochs (Russian О́рочи), Orochons, or Orochis (self-designation: Nani) are a people of Russia that speak the Oroch (Orochon) language of the Southern group of Tungusic languages. According to the 2002 census there were 686 Orochs in Russia. According to the 2010 census there were 596 Orochs in Russia.

Orochs traditionally settled in the southern part of the Khabarovsk Krai, Russia and on the Amur and Kopp rivers. In the 19th century, some of them migrated to Sakhalin. In the early 1930s, the Orochi National District was created, but was cancelled shortly thereafter "due to lack of native population".

Because the people never had a written language, they were educated in the Russian language. Their language, Oroch, is on the verge of extinction.

The main traditional activities of Orochs are hunting and fishing.

They hunted musk deer, deer, elk, wild boar, and squirrel; sable and marine (seal) animals. Fishing was very important activity too. They fished all year round; the most important time for fishing was August-October, when salmon and chum entered the rivers to spawn.

Gathering was also developed. Women gathered wild onions, sorrel, wild garlic, various berries, which used in cooking and medicine.

Traditional crafts - blacksmith (instrument, silver ornaments, etc.), woodworking, making sledges, boats, skis. Women processed animal skins, sewed clothes and shoes, embroidered.

Traditional food of Orochs - fish and meat. The meat was eaten raw, boiled, fried, frozen, dried. Dog meat was ritual food.

  Home of  Orochs. The Orochi lived along river banks, far from each other. In summer the most popular building was two-story kava hut with vertical walls. In winter they lived in a semi-dugout.

Traditional Orochs clothing is a robe (made from cloth, fish skin, deer suede). In summer men and women wore a hat.  It was a big birch-bark hat in the shape of a cone. In winter men wore a round fur hat with headphone, women wore cotton or fur hat.  Shoes were boots made of fish skin.

Religious views of Orochs. Orochs believed that the world consisted of good and evil spirits (animism), they asked for good luck, making sacrifices.

There was a cult of fire with a number of prohibitions. It is forbidden to spit in the fire, throw anything into there and so on.

Especially revered the TEM – the host (or hostess) of the water.

Tiger revered as a sacred animal. Orochi never killed them.

Music of Orochis is different: lyrical, epic, playful, onomatopoeic, instrumental, ritual shamanic and ritual. As a rule, it is always connected with a bear holiday.

Today, the traditional culture of Orochi is under threat of extinction. Nevertheless, the national communities "Promyshlik" and "Sever" were formed in the Vanino district of the Khabarovsk Territory, and a fishing artel works.