Нивхи – коренной малочисленный народ

Где живут в Нивхи?

Нивхи-небольшой народ, проживающий на территории Российской Федерации. Население Нивхи. Они живут недалеко от устья реки Амур и на Северном Сахалине. Языках: Нивхском и русском языках. Количество — 4652 человек (2010).

Lived in Nivkh? Nivkhs are a small nation living on the territory of the Russian Federation. The population of the Nivkhs. They live near the mouth of the Amur river and on Northern Sakhalin island. Languages: Nivkh and Russian. The number - 4652 people (2010).

Одежда нивхов.

Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины во время поездок на нартах для предохранения меха от вытирания поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор — наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Старый летний мужской костюм нивхов во многом совпадал с нанайским. Штаны и халат шили из синей или серой бумажной материи. Женский летний халат из рыбьей кожи или из материи был более длинным и украшался по подолу медными пластинками. Зимой поверх халата носили одежду из темного меха, сшитую мехом наружу. Отличия мужской одежды от женской сводились к большему количеству вышивок и аппликаций и большему разнообразию материала для женской одежды (шелк, сукно, рысий мех на шапке).

Материал для одежды нивхи приобретали прежде у китайских и русских торговцев. Для обуви, халатов и шуб пользовались специально вы-деланными кожами сазана, кеты и щуки, нерпичьей и лосиной кожей, собачьим мехом и т. п.

Traditional clothing (male and female) consisted of pants and a robe made of fish skin or paper material.

Material for clothing Nivkh acquired before the Chinese and Russian traders.

Быт нивхов.

Основными занятиями нивхов издавна были рыболовство и морской промысел. Рыб добывали заездками, сетями и неводами. Охота, по сравнению с другими народами Амура, играла у нивхов меньшую роль. Сезон охоты начинался осенью, после окончания хода рыбы. В это время медведи выходят к речкам полакомиться рыбой, и нивхи поджидали их с луком или ружьем. Соболь и некоторые другие пушные звери (выдра, рысь, колонок) играли значительную роль в хозяйстве нивхов. Пушнина шла на китайский, позже на русский рынок. К мужским работам относились рыболовство, охота, выделка орудий производства, в том числе снастей и средств передвижения, заготовка и перевозка дров, кузнечество. Женщины занимались обработкой рыбьих, тюленьих и собачьих шкур, а также бересты, пошивкой и орнаментацией одежды, приготовлением берестяной посуды, сбором растительных продуктов, домашним хозяйством и уходом.

Основным питанием нивхов всегда была рыба, чаще всего в вяленом виде, юкола заменяла им хлеб. Мясная пища употреблялась редко. Лакомым блюдом всегда считался мось, приготовляемый из отвара рыбьих кож, тюленьего жира, ягод, риса, иногда с прибавлением накрошенной юколы. Другим лакомым блюдом являлась талкк — салат из сырой рыбы, приправленной черемшой. Исконным, а до недавнего прошлого единственным домашним животным у нивхов была собака. Она выполняла роль упряжного животного и давала мех для одежды, мясо ее употребляли в пищу, она была распространенным объектом обмена, играла видную роль в религиозных представлениях и обрядах. Количество собак в хозяйстве было показателем зажиточности и материального благополучия. Обычно в каждом хозяйстве содержали по 30—40 собак, требовавших немалого ухода.

By male nivkhs treated fishing, hunting, dressing the tools of production, including gear and vehicles, harvesting andtransport of wood, blacksmith.

Women engagedin the processing of fish, seals and dog skins and bark, sewing and ornamentation of clothes, cooking utensils bark, collecting plant foods, household and care.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты нивхов очень разнообразны:

1. Древнейшими являются инструменты медвежьего праздника (музыкальное бревно, ручные погремушки) и шаманского камлания (бубен с колотушкой, пояс с подвесками).

Музыкальный инструмент прост по конструкции: в качестве основы использован природный материал, что служит признаком древности этого инструмента. Поскольку музыкальное бревно сопровождает ритуалы медвежьего праздника, являясь сакральным инструментом, оно символизирует тело медведя, что отразилось и в его строении. На более широком конце бревна вырезана стилизованная голова медведя. На ней намечены глаза, рот, уши, шея - небольшое углубление за головой. Противоположный конец бревна ровно обрезан.

2. Кроме этого, широко распространены различные виды варганов (пластинчатые и дугообразные), духовых инструментов (свистки из кости, тростника, тальника; трубы – «медвежьи дудки»), вращаемый аэрофон, струнно-смычковый тынрын, погремушки-подвески и др.

Подвески-погремушки — одна из наименее изученных областей звуковой культуры нивхов. Сейчас они являются большой редкостью и представляют собой историческую ценность. Подвески выполняли разнообразные функции. С одной стороны, они играли роль фоноинструмента, мелодично побрякивая при движении, однако эта функция не являлась основной и единственной. С другой стороны, они служили декоративным украшением одежды, а также символизировали богатство: чем больше их было на одежде, тем богаче считалась их владелица. Подвески выполняли и «лечебную» функцию: использовались на амулетах от различных болезней. Одна из главных функций подвесок - оберег: они защищали человека от злых духов, которые могли ему навредить.

Имена нивхов.

Имена можно разделить на пять групп:

1.                Имена, связанные с религией и суевериями народа. Когда хотели  обмануть злых духов, чтобы они не дали свои имена, родители называли ребенка именем, которое обозначает отрицательную черту. Например, Чозлак от чоздь, что значит страдать расстройством желудка.

2.                Имена, связанные с явлениями природы. Например, Фогун (муж.) от фоюдь, что означает моросить. То есть, когда родился Фогун, шел мелкий дождь.

3.                Имена, связанные с внешним видом. Например, Улгун от улдь – высокий.

4.                Имена, выражающие душевное и физическое состояние человека. Лергун означает игривый, Тамгук – спокойный.

5.                Имена, связанные с животными и растениями. Кельман (муж.) от келм – малина. Путун (муж.) от путь, что означает морская капуста. Митр – стрекоза.

Сегодня такие имена нивхи уже не дают детям, и они почти исчезли из языка.

Мировоззрение, религия, ритуалы Нивхов

Вселенную нивхи называют курн и представляют живой. Древние нивхи считали, что она состоит из трех плоскостей: тлы «небо»; тлы-миф «небесная земля» (миф «земля»); ых-миф «средняя земля» (мир людей) или «конечная земля»; нижний мир млых, млу или млы-во «селение мертвых», находящееся под землей. По традиционным представлениям нивхов, на их земле жили духи-хозяева, которые регулировали жизнь и соблюдали порядок на ней. Вся земля такое же живое существо, как и обитающие на ней люди, животные и растительный мир. Нивхи Сахалина свой остров называют миф («земля») и рассматривают как живое существо, у которого голова мыс Марии, подбородок (пытыкры) упирается в Охотское море, а ноги два полуострова, омываемые проливом Лаперуза. Нередко остров Сахалин сравнивали с лежащим на боку человеком или тюленем.

Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи.

Нивхи верили, что шаманское пение и игра на бубне могли вылечить от любой болезни. Так они врачевали и своих сородичей, и самих себя. В одном мифологическом повествовании говорится, что однажды шаманы, превратившись в орлов, стали мериться силами, сражаться. И в этой борьбе шаман из стойбища Пильтун ранил стрелой шамана из Такрво. Раненый шаман стал лечить себя: взял бубен и пел песни три ночи. Потом он вытащил из живота костяной наконечник стрелы, которой его ранили, и так вылечился.

По поверьям нивхов, дух-косатка помогает им загонять рыбу в сети. Чтобы его задобрить, коренные народы отдают морю в деревянной чаше лучшие блюда от каждого родового хозяйства и общины. В современной версии помимо ягод, грибов, мяса и других ингредиентов присутствует стопка водки. Самое главное — не положить в чашу рыбу, иначе дух моря решит, что человеку рыба не нужна.

Обряд кормления сопровождается сожжением священных стружек сахалинской вербы и ветки багульника — их дым отгоняет злых духов и приносит здоровье. Ритуал проходит под звуки бубна и национального инструмента нивхов тятич-чхарш.

Bear festival was celebrated in January or February. The bear was caught, raised and fed for several years in the pen. During the celebration of the bear they dressed themselves in a special suit, took them to their homes, treated them to carved wooden utensils. After that, the beast was sacrificed, shooting from the bow.