Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока

Легенда нанайцев

В нанайской легенде медведь приходит к женщине в юрту и становится ее мужем. У них рождаются дети — нани хала (род нанаев).

 Когда дети вырастают, женщина уходит в лес и становится медведицей. Конец этого мифа также приводит к трагической развязке: медведь становится добычей охотника, нарушившего запрет матери-медведицы, просившей детей не убивать встречаемых в тайге медведей.

Нана́йцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.  Сделав реки Амур и Уссури государственной границей, разделился и район проживания нанайцев между Россией и Китаем.

Большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае в Нанайском районе. Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура и на его притоках, а также российском (восточном) берегу Уссури. В Китае нанайцы проживают на правом берегу Амура (Тунцзян, Фуюань) и на левом берегу Уссури (Жаохэ).

В России насчитывает 12000 человек. Слово «нанай» -«на»-земля, «най»-человек земли. Гольды (нанайцы) - один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в XVII в. в основном по р. Уссури до её верховьев, а также вокруг оз. Ханка. Происхождение названия «Гольды» до сих пор неизвестно.  Язык их близок маньчжурскому. Haзвание  «Гольды» стало известно лишь после прихода в край их заселения  русских (в 1850-х гг).  Они жили в крупных селениях - до 100 и более юрт в каждом, причём летом предпочитали жить в шалашах из берёсты или камыша. Были обращены в православие во 2-й половине 19 века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр. Соседями нанайцев являются разные племена тунгусов и русские, а на Юге маньчжуры и китайцы. Нынешняя территория Гольдов по Амуру была, однако, в то время занята другим, более культурным земледельческим племенем, которые вынуждены были вследствие русских набегов покинуть свои поселения и уйти за Амур). На их места стали мало-помалу переселяться гольды, жившие прежде главным  образом  по Уссури. Численность Гольдов в точности не известна; в 1860-х гг. их насчитывали до 2500 душ, но  это число  было преувеличено.

Экологические проблемы амурских нанайцев связаны в первую очередь с состоянием реки Амур. Загрязнения Амура промышленными и бытовыми стоками привели к тому, что

Несмотря на экологический и экономический  кризис в районах проживания нанайцев, было бы неверно подвести под существованием этого народа черту. Нанайцы крупнейший народ, с устойчивым и растущим этническим самосознанием и имеет хорошие возможности к саморазвитию.

Основные традиционные занятия нанайцев — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел).

 

 

Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. 

 

Танцевальное искусство нанайцев

 

Народы крайнего Севера на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания.

Праздники нанайцев

Праздник Духа оленя, выпадающий на 9 сентября, имеет корни в нанайской вере в дух тигра. Во время принесения жертв духу тигра необходимо исполнять танец духа оленя, - вот откуда праздник получил свое название. На празднике, чье название по нанайски звучит как Вуригун, нанайцы отдыхают и устраивают спортивные состязания. Обычно праздник проводится в мае или июне, его продолжительность составляет три дня, жители могут поучаствовать как в плавании, катании на лодках, игре с соломенным мячом и вилкой, борьбе, закидывании сетей, стрельбе и других состязаниях, так и в великолепных, отличающихся разнообразием развлекательных мероприятиях.

Устное народное творчество

Устное народное творчество нанайцев богато и своеобразно. Основные жанры современного нанайского фольклора – «нингман» (сказки) и «тэлунгу» (предания). Для эпических сказок о Пудин-героине и Мэргэне-герое характерны сочетания исторических фактов и поэтического вымысла. В них отразились быт нанайцев-охотников и соответствующие ему религиозные представления, магия, анимизм, тотемические пережитки, культ предков. В отличие от “нингман” исторические предания, мифы и легенды «тэлунгу» воспринимались как сказания о событиях, действительно имевших место в жизни. Нанайцы считали, что выдумывать «тэлунгу» – грех. Такие сказания передавались из поколения в поколение и рассказывались исключительно стариками.

Национальной литературе, создаваемой на основе богатейшего устного народного творчества, принадлежит большое будущее. Первый нанайский поэт А. Самар, погибший на фронте, в своих стихах и песнях на родном языке воспел свой народ, сумевший создать такую своеобразную материальную и духовную культуру. Его традиции успешно продолжают профессиональные литераторы Г. Ходжер, А. Пассар, В. Гейкер, В. Заксор и другие.

Фольклор

В музыкальном фольклоре нанайцев сформировались песни, сопровождавшие танец, – трудовые, бытовые, лирические, обрядовые, шаманские. Многие песни, например, старинная «Дан Мангу», исполнялись во время переправы рыбаков. В ожидании лова, когда рыбаки собирались по вечерам вместе, разыгрывались целые представления. Наиболее искусные рассказчики тешили слушателей былями и небылицами, а в это время танцоры изображали отдельные элементы охоты, каждый рыбак сам придумывал и текст, и мелодию. Танцоры имитировали зверей, птиц, рыб, походы в тайгу, рыбную ловлю, хозяйственные дела: выделку кожи, вышивку.

Танцы нанайцев выразительные и все связаны с водой и Амуром.

 

 

 

 

 

 

Танец шаманский ритуал.

 

 

 

 

 

 

Особенно торжественно, со всеми обрядами, нанайцы отмечают свадьбы, когда в брак впервые вступают молодые люди — юноша и девушка.

К этому событию готовились заранее. Свое приданное девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывались в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно было быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато.

Свадебный женский халат (СИКЭ) отличался лучшими материалами.

Техника вышивки свадебных халатов гораздо сложнее, чем обычных.

Вдоль краев полы шла широкая орнаментальная полоса, внизу переходившая в окаймление подола. Эта полоса украшается вышивкой тамбуром и аппликацией.

Некоторые свадебные халаты выполнены в виде ячеек которые имеют форму одинаковых закругленных языков, как бы находящих друг на друга в направлении сверху вниз. Иногда в этих ячейках помещены расположенные рядами изображения птиц.

Высказывалось мнение, что узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона - узор носит защитную функцию, отгоняет злых духов. В композиции спинки свадебного халата, выделяются две орнаментальные зоны, разграниченные по горизонтали. Верхняя половина заполняется мозаикой из разноцветных тканей в форме чешуек, ромбов, полос.

А нижние полы халата заполняются двумя симметричными изображениями Родового Древа с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

Нанайские мастера из поколения в поколение так изображали священное или райское дерево - символ жизни - и его всегдашнее цветение. Животные, охраняющие подножие дерева, - чаще всего это олени. Птицы на дереве представляют собой будущих детей, выходившей замуж девушки, которой принадлежит халат. Деревья эти представлялись нанайцам огромными по своим размерам, они будто бы росли на небе во владениях Омсан - мама, духа женского пола.

Наряд невесты дополнялся оригинальной шапочкой. Шапочки шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простёгивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный «хвостик»  загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок.

Ещё основной особенностью свадебного костюма являются нарядный воротник из тяжелого шелка с аппликацией или вышивкой, с отделкой мехом, И расшитой узорами обувью - унтами.

Свадебный обряд сопровождался песнями на нанайском и танцами.

 

Нанайский народ известен миру благодаря своим знаменитым представителям. Среди них Дерсу Узала (Одзял) (1849-1908) – охотник, проводник российского учёного и путешественника В.К. Арсеньева в его экспедициях 1902-1907 гг.

 

 

 

 

 

 

Passar.jpg

Нанайский народ гордится своими героями Великой Отечественной войны, среди которых Александр Падалиевич Пассар (1922-1988) –Герой Советского Союза (23.08.1944), разведчик, Максим Александрович Пассар (1923-1943) – снайпер, Герой Российской Федерации (16.02.2010, посмертно).

 

 

 

 

Зачинателем нанайской литературы стал Аким Дмитриевич Самар (1916-1943). Энциклопедию жизни нанайцев создал в своих произведениях Григорий Гибивич Ходжер (1929-2006), писатель, лауреат Государственной премии им. М. Горького. Лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России» стал поэт Андрей Александрович Пассар (1925-2013). Золотой голос Севера – певец Николай Иванович Бельды (1929-1993), больше известный как Кола Бельды.

В плеяде нанайских ученых Сулунгу Николаевич Оненко (1916-1985), автор академического нанайско-русского словаря, филолог Николай Батунович Киле, этнограф Евдокия Александровна Гаер – депутат Верховного Совета СССР, президент Международной Лиги малочисленных народов и этнических групп, Почетный гражданин Хабаровского края.