Удэгейцы удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание) - одна из народностей тунгусо-маньчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численность около 1500 человек (перепись 2010г). Говорят на удэгейском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм. [4]

Существуют две версии появления удэгейского народа. Первая считает их выходцами угнетенного в  XII - XIII вв. манголами народа Чжурчжэньской империи. Вторая версия говорит о том, что удэгейцы были аборигенным населением, жившим на территории Приморья. [2]

В настоящее время выделяют восемь небольших групп удэгейцев: хунгарийская, анюйская, хорская, бикинская, большеуссурская, самаргинская, приморская и кур-урумийская.

Традиционное хозяйство Удэгейцев основывалось на охоте, рыболовстве и собирательстве. Для обитателей притоков реки Уссури были характены и другие промыслы - пантовый и женьшеневый.

У удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь. Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. [4]

Большое влияние на развитие коренных народов оказало включение их в состав Российского государства в середине XIX века.   Появились   новые   занятия:   извоз, огородничество, сплав леса, работа на строительстве Уссурийской железной дороги, более   интенсивным   стал   торговый   обмен,   вошло   в   жизнь   денежное   обращение. Аборигены стали заимствовать срубное жилище, русские предметы труда и быта.[5]

ОХОТА

https://cdn3.img.ria.ru/images/149143/70/1491437068.jpgОхота была наиболее важным занятием удэгейцев. Ею занимались с 12 лет и до глубокой старости. Снаряжение охотника составляли лук, стрелы, копьё, большой нож на длиной ручке и носилки для переноски тяжестей, а также лыжи, нарты. Удэгейский охотничий лук относится к типу простого плоского лука. Его длина достигала 1,5 м. при стрельбе из лука охотник надевал на указательный палец специальное кольцо, которое предохраняло палец от удара тетивой. Стрелы имели разные наконечники: деревянные (для пушного зверя, в основном для белки), костяные (обладали большой пробивной силой), металлические (для мелких и крупных копытных животных). Стрелы вкладывались в колчан, изготовленный из кожи сохатого или из бересты острием вниз. Колчан со стрелами вешали с правой стороны пояса. Здесь же охотник прикреплял копье, сумочку для хранения ниток, иголок, трута с огнивом или спичек. С левой стороны пояса вешали два ножа. Первый нож был с прямым длинным лезвием и короткой ручкой (для разделки туши животного). Второй нож - с кривым и коротким лезвием и длинной ручкой (он заменял и стамеску, и наструг, и буравчик). [5]

В зависимости от назначения копья были большими и малыми. Большим копьем с коротким черенком добывали крупных зверей - медведей, лосей и кабанов. Малое копье применялось для добычи мелких копытных животных - коз, кабарожек и др. На копье надевали деревянный футляр. [5]

Носилки для переноски тяжестей были двух типов. Первый тип состоял из двух вилообразных рогулек, соединенных ремешками и снабженных плечевыми лямками. Вторые состояли из дощечки с двумя лямками и многочисленными тесемками для увязывания груза. [5]

Охотились удэгейцы круглый год. Однако по неписанному закону запрещалось убивать зверя больше, чем это нужно для одной семьи рода в ближайшее время. Продукты охоты полностью использовались в хозяйстве: мясо копытных животных ели, из шкур шили обувь, одежду и др. [5]

Охота была индивидуальной, в редких случаях коллективной. Удэгейцы в совершенстве владели различными приемами охоты. К наиболее древнему из них относится охота на лося, изюбра и кабана способом преследования по глубокому снегу или по весеннему насту. При большом снеге охотник двигался на лыжах с меховой подбивкой. Весной по ледяной корочке использовали лыжи-голицы (деревянные лыжи). [5]

В охоте на копытных животных использовали различные ловушки, из которых наиболее древней и простой была яма. Ямы рыли с осени и использовали зимой. На весну и лето ямы заваливали валежником. Также устанавливали петли на диких коз и кабарожек. [5]

Широко использовался в охоте самострел. Величина самострела, способ его установки, тип наконечника стрелы зависел от того на какого зверя охотились. [5]

С середины   XIXв. некоторые удэгейцы стали охотится с помощью огнестрельного оружия. С появление огнестрельного оружия стали появляться и новые приемы охоты. [5]

Благодаря богатству местной фауны, объекты промысла у удэгейцев очень разнообразны. Это изюбрь, медведь, косуля, лось, пятнистый олень, кабарга, соболь, барсук, енот, колонок и др. В переработку шли все части животного: мясо употреблялось в пищу, субпродукты – для лечебных и укрепляющих целей, шкуры использовались для пошива одежды, обуви и головных уборов.[3]

http://www.nsu.ru/ip/images/static_img/udegey_7.jpgРЫБОЛОВСТВО

Еще одним важным промыслом удэгейцев является  рыболовство. В прежние времена передвижение по быстрым горным рекам и добыча рыбы осуществлялась на лодках-долбленках (оморочках - остроконечные лодки или батах - лодки с лопатообразным носом), управляемых веслами и шестами. Сейчас эти лодки сохранились, но используются в основном для охоты. [3]

Картинки по запросу ЛУК УДЭГЕЙЦА ФОТО            Добывают на реке тайменя, ленка, щуку, хариуса и другие виды рыб. Первостепенное значение в хозяйстве имела кета и горбуша. Традиционно лов рыбы осуществлялся различными способами, использовались и используются по сей день разнообразные виды орудий: остроги, крючковые снасти, ловушки, удочки. Рыбу употребляют в сыром, замороженном, вареном, вяленом и копченом виде. Из кожи рыб шилась одежда, изготовление и выделка которой велись по особым технологиям и были уникальны для традиционных сообществ. Халаты из рыбьей кожи надежно защищали от дождя, а обувь не промокала и являлась народным аналогом резиновых сапог. Недавно в селе Красный Яр возобновили старинную технологию и начали делать одежду из рыбьей кожи.[3]

СОБИРАТЕЛЬСТВО

Описание жизни «лесного человека» будет неполным без упоминания о сборе дикоросов, ягод, грибов, лечебных растений и, в особенности, о женьшеневом промысле. Зная о лечебных и питательных свойствах многих растений, удэгейцы заготавливали впрок черемшу, дикий лук, папоротник, черемуху, бруснику, клюкву, жимолость и другую таежную ягоду, собирали различные виды лекарственных растений. С началом товарно-денежных отношений и приходом в край китайцев собирательство приобрело свою «женьшеневую» специфику, и особое место в этом промысле занял сбор женьшеня. Не каждый человек мог стать сборщиком женьшеня, с растением связывались многие суеверия. К промыслу готовились заранее. Шилась удобная одежда, предназначенная только для сбора, изготавливались специальные инструменты. Время женьшеневого промысла наступало в конце лета. Выкапывался корень только взрослого растения подходящего размера. Если при осмотре корень оказывался маленьким, то его не трогали, оставляли расти дальше. Некоторые корнёвщики специально высевали женьшень в благоприятных для него местах, тем самым пополняя его запасы в природе. [3]

ДОМАШНЕЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОРУДИЕ ТРУДА

Из домашних промыслов удэгейцев наиболее распространенными были обработка дерева, бересты, металла, кости, выделка шкур животных и рыбьих кож, изготовление ниток, клея и т.д. [5]

Для разных поделок использовали многие виды деревьев: тальник, ель и кедр, ясень, дерево бархата, тополь, клен, дуб, ольха береза и др. Из дерева строили жилые дома, хозяйственные и промысловые постройки, лодки, весла, шесты, лыжи, нарты, стрелы, луки, утварь и посуду. [5]

Важное значение имела выделка шкур диких животных и рыбьих кож. Чаще всего обрабатывали шкуры лося, козы и других копытных животных. Их выделывали с шерстью и без. Для пошива одежды и обуви использовали коже кеты , тайменя и других рыб. Обязательным занятием женщин было изготовление ниток из сухожилий животных, рыбье кожи, крапивы. [5]

http://deita.ru/upload/resize_cache/iblock/98c/661_405_1fbe80af7ea141a9ae46f7a326d8ad2e9/img_2084.jpgВ быту удэгейцев широко применялась береста. Из нее делали чашки, ковши, ведра, колыбели, шляпы и др. Занимались также плетением корзин, веялок и др. предметов из корней тальника. [5]

Из кости удэгейцы делали ножи, ложки, игольники, крючки для ловли тайменя, браслеты и др. Постепенно изделия из металла вытеснили костяную утварь. Но и в настоящее время у удэгейцев встречаются в быту изделия из кости. Из железа делались наконечники копий, стрел и острог, скребки, сверла, ножи, крючки для удочек, топоры, погремушки к поясу шамана, кольца для ушных серег и т.д. [5]

Большинство хозяйственных занятий сохранились в среде удэгейцев и по сей день. Только домашнее производство почти полностью исчезло, лишь некоторые семьи продолжают этим заниматься. [2]

ЖИЛИЩА И ПОСТРОЙКИ

Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Поселения и постройки в зависимости от назначения, сезона и срока их использования были временными и постоянными. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные. По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. [5]

 

Картинки по запросу удэгейцы фото         Внутри постоянный зимник удэгейцев делился бревнами на три части. Боковые стороны жилища засыпались наравне с бревнами землей. На этих местах устраивали нары для отдыха. В центре жилища располагался очаг над которым устраивали помост из тонких жердей для сушения и копчения рыбы и мяса сохатого. К этому же помосту подвешивали котел для приготовления пищи. Жилое помещение делилось на мужскую и женскую половины. Мужская стороны находилась напротив входа в жилище за очагом. Женская часть располагалась около стены направо и налево от входа. Здесь находилась посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь. [5]

Хозяйственные постройки размещали около жилых. В них хранили одежду, различную утварь, охотничьи принадлежности, пищу и др. На местах рыболовного и охотничьего промыслов сооружались временные укрытия от дождей и ветра - заслоны. Также строились ритуальные постройки (кумирни - место где молились, родильные шалаши, погребальные домики).[5]

Простота устройства жилых и промысловых построек удэгейцев соответствовала их полукочевому быту.[5]

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ:

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась узорами.

Зимой на охоте удэгейцы носили короткие куртки из меха изюбра с тремя парами завязок спереди. Мужчины обычно ходили с непокрытой головой, летом иногда носили берестяные орнаментированные шляпы или капюшон для защиты головы и шеи от мошки. Зимняя охотничья шапочка (боздо) имела кисточку из собольего или беличьего хвоста.

Как мужчины, так и женщины зачесывали волосы на прямой пробор и заплетали в две косы, обматывая их шнурком; женщины, кроме того, носили накосники с большим количеством бисера и бляшек.

 

 

Женщины занимались собирательством. Заготавливали ягоды, съедобные корни, лекарственные растения, камыш для плетения циновок, траву для стелек в обувь, мужчины — древесину, бересту. Запасали впрок и дикие травы, коренья, листья, клубни, ягоды, орехи.

В народном декоративном искусстве существовало жесткое разделение труда на мужской и женский. Мужчины украшали резьбой и росписью свои изделия из металла, кости, дерева, а женщины были искусными вышивальщицами и украшали изделия из рыбьей кожи, шкур, тканей, бересты. Различался и орнамент. В мужском искусстве использовались геометрические узоры, в женском – растительные узоры и сложные завитки.

 

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ТАНЦЫ, ПЕСНИ, СКАЗКИ

До настоящего времени сохранился богатый фольклор разнообразных жанров и сюжетов: исторические рассказы, предания, мифы, сказки, загадки, пословицы, поговорки и песни. Сохранились также мифы о героях-великанах, о двух и трех Солнцах. Наиболее древними являются сказки о животных: медведе, тигре, сове, черепахе, ките, в которых прославляется положительный человек, высмеиваются отрицательные черты человека. Удэгейские дети и взрослые очень любят загадки, пословицы, поговорки.

Истоки традиционной музыки удэгейцев уходят своими корнями в глубь веков. Они использовали одноголосую музыку, сольное пение и унисонную игру на музыкальных инструментах. В народном музыкальном искусстве чаще всего применялись духовые инстументы: различные флейты, дудочки, свистки и манки.

Как гласит старинная удегейская пословица: "По­се­лись там, где по­ют: кто по­ет, тот ху­до не ду­ма­ет". Все мелодии удэгейцы называют "дзага". Свои дзага имеют люди, животные, духи, ритуальные предметы, инструменты. Они умеют имитировать голоса птиц и животных, обитающих в тайге, в том числе очень редких - певчего сверчка, индийской кукушки, дикого голубя, коршуна-рыболова, которых соседние и родственные народы просто "не слышат".

Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом. Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами. Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман.

ЗАГАДКИ :

1.      Захочу, сосну до земли согну

Устану - отпряну, выйду на поляну.

2.      Потанцую на снегу, без оглядки убегу. ( ветер)

3.      Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (облако)

4.      Что, что, что такое - на скале лягушка сидит,

спрыгнуть не может. ( нос )

5.      Сам маленький, а сильнейшего ловит,  даже серого волка остановит. (капкан)

6.      По белому полю человечек идёт, чёрный след его слова ткёт. ( карандаш )

7.      На ветке кедра горят два огня, горят два огня, а дыма нет. (глаза рыси)

 

 УДЭГЕЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ,  ПОГОВОРКИ :

- Если лето рыбное - счастье .

- Есть рыба , голод не страшен .

- Дорогу начиная , не считай шагов .

- Смекалка и воду останавливает .

- Неумелой швее иголка и нитка шить мешают.

- Лентяй горазд на отговорки

Как звери ногами менялись

Удэгейская сказка

Повстречались как-то лисица и лось.

- Что нового? - спрашивает лиса у лося.

- Ничего нового, соседка, - отвечает лось. - Вчера чуть было совсем не пропал: гнался за мною охотник, а я запутался в ветках рогами... Беда мне на длинных ногах - за ветки задеваю!.. А ты как живешь? - спрашивает лось лису.

- И я плохо, сосед, - говорит лиса, подстерегают меня охотники. Беда мне с короткими ногами - не могу сверху вокруг посмотреть!

Запечалились звери, какая у них плохая жизнь и как плохо все на свете устроено: кому нужны длинные ноги - у того короткие, кому короткие нужны - у того длинные. Вот лиса и говорит:

- Давай, сосед, ногами меняться!

- Давай, - отвечает лось. Вот поменялись они ногами.

Посмотрела лиса вокруг: с длинных-то ног далеко видно - нет поблизости людей. Побежала в стойбище. Захотелось ей курятины. Попробовала в амбар залезть, где куры на насесте сидели, а длинные ноги мешают. Сунула ногу в щель, чтобы курицу сцапать, а лосиная нога - в копыте, никак ей добычу не зацепишь. Вздохнула лиса и пожалела о своих лапках: какие у нее были когти острые, как удобно было ими добычу держать и разрывать! Тут из дома человек вышел... Испугалась лиса и бросилась прочь. Так и убежала голодная.

А лось, получив ноги лисы, ростом стал совсем маленький. В траве спрятался, радуется:

- Вот теперь хорошо мне! Никто меня издалека не увидит!

Стал он потихоньку на лисьих лапках передвигаться. Устал быстро. Устал и проголодался. По привычке голову поднял, чтобы молодыми побегами да листьями голод утолить. Губами шлепает, а веток достать не может: ноги-то коротки!

Вздохнул лось:

- Эх, напрасно я обменялся ногами! Такие хорошие у меня ноги были: высокие да крепкие! Не то что эти лапки! Пропаду я теперь совсем с голоду...

И заплакал лось.

Вдруг слышит он: кто-то по тайге летит, напрямик ломится. Сучья да валежник трещат. Кинулся лось бежать! Запнулся за валежину, упал и глаза закрыл. Ну, - думает, - сейчас мне конец будет!

Однако слышит - зовет его лиса:

- Эй, сосед, где ты?

- Здесь, - говорит лось. - Это ты в тайге шумела?

- Я, - говорит лиса. - Беда мне с твоими ногами! Хотела тихо пройти, а ноги твои ломают сучки, топают, стучат. Чуть не пропала я с ними!

- И мне, - говорит лось, - с твоими ногами беда: маленькие они, слабые... Давай, соседка, опять меняться!

Вот обменялись они ногами.

Топнул лось своими копытами о землю: хорошо!

- Здорово это, - говорит, - устроено, что лось на копытах ходит! Ноги крепкие, копыта твердые!

Пробежалась лисица на своих лапках: хорошо! Лапки легкие, когти острые, походка неслышная. Отвечает лиса лосю:

- Да, правда! Хорошо это устроено, что у лисы маленькие лапки с острыми когтями.

Попрощались они и в разные стороны пошли. С тех пор звери ногами не меняются.

Два солнца

Жил меткий охотник Егдыга с женой. В это время было на небе два солнца. Два солнца грели землю, деревья сохли, трава повыгорела, речка стала высыхать, звери уходили, птицы улетали, нечем стало дышать в тайге. Дети у Егдыги рождались и умирали. Рассердился Егдыга, стал делать себе лук. Два солнца высоко не поднимались, стояли чуть выше высокой сопки. Вышли они однажды над сопкой. Егдыга натянул свой лук и сказал:

Стрела, лети и попади прямо в солнце, ты в трудности — мой первый помощник, - и пустил стрелу.

Стрела со свистом полетела. Загрохотало вокруг так, будто земля перевернулась, стрела Егдыги попала в одно солнце, оно потускнело и превратилось в Луну, а другое солнце высоко поднялось. И с этих пор появились на небе одна Луна и одно Солнце. Деревья стали расти, к небу тянуться, звери вернулись и радовались, птицы прилетели к своим гнёздам и запели на всю тайгу, как и поют они поныне.

 

ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ШАМАНИЗМ

Основой верований удэгейцев было представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами.

Удэгейцы представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем, стали символизировать землю, тайгу, море, скалы  многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные - тигр, медведь, лось, выдра, касатка. Почетное  место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Также почитали  Буа - духа-хозяина вселенной.

Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов дух-хозяин огня Пудзя, Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований.

Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева рядом с селением; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.

Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь удэгейца была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным злым духом  являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами.

Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: фигурки духов, животных, людей.

Помимо шаманского бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варганами - металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во время шаманских камланий.

Шаманы играли огромную роль в жизни удэгейцев. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди, поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам.

Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей  сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Важным праздником удэгейцев был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей люди и устраивали торжество. Подобными родственниками считались также тигр и касатка. К этим животным относились по-особому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого, и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Среди удэгейцев было много бедняков, остававшихся всю жизнь без жены, так как они не имели возможности заплатить за жену высокий калым (тори).

Брачный обряд был очень прост. После выплаты калыма устраивалось угощение. По окончании угощения, которое иногда продолжалось несколько дней, брат невесты выносил сестру на плечах из жилища и передавал ее жениху.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     .http://docplayer.ru/29501640-V-yazykovom-otnoshenii-udegeycy-nanaycy-i-orochi-primorskogo-kraya-otnosyatsya-k-tunguso-manchzhurskoy-gruppe-altayskoy-yazykovoy-semi.html

2.     http://arcticmegapedia.ru/wiki/%D0%A3%D0%B4%D1%8D%D0%B3%D0% B5%D0%B9%D1%86%D1%8B

3.      http://eco-law.ru/sokhranim-bikin/212-kto-takie-udegejtsy.html

4.     http://www.narodru.ru/peoples1279.html

5.     История и культура удэгейцев. Ленинград: "Наука" ленинградское отделение, 1989г.

6.     Мифы и легенды народов мира. Народы России: Сборник. — М.: Литература; Мир книги, 2004. — 480 с.

7.     Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 561-562.

8.     Старцев А. Ф. История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIXXX вв.). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.

9.     Старцев А. Ф. Культура и быт удэгейцев (вторая половина XIXXX века). - Владивосток: Дальнаука, 2005.

10.                       Удэгейцы/Статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"