ОРОЧИ

Содержание

Введение. 3

1. История формирования и социальная организация орочей. 4

2. Занятия и обычаи орочей. 5

3. Жилище орочей. 7

4. Одежда и утварь орочей. 9

Заключение. 11

Список использованных источников. 12

 

 

 

 

Много-много лет назад наш край населяли очень древние народы. Жили они на природе – кто то в лесу, кто то в тундре, кто то возле рек.

Эти древние народы сейчас называются – коренные народы Хабаровского края.

Природные условия, в которых жили дальневосточные аборигены, и их хозяйственная деятельность определили характер поселений, тип жилища, бытовой уклад, одежду.

Мы вам расскажем об одном из народов Хабаровского края, имеющем название «орочи».

О́рочи (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: на̄ — «земля», нӣ — «человек», перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.

 

 

1.     История формирования и социальная организация орочей

Орочи

В вопросе о самоназвании нет определенности. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта. Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов.

Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.

По данным переписи населения 2002 года численность в России - 426 орочей.

Живут в основном в Хабаровском крае, преимущественно в низовьях реки Тумнин с её притоками, по рекам Хунгари, Амуру, у озера Кизи и в иных местностях.

Наибольшее количество орочей проживает в селе Датта.

Основной формой социальной организации была территориально-соседская община, состоявшая из всех жителей селения, представителей разных народов.

Орочи делились на патрилинейные роды. Между семьями отдельных родов, а иногда и с представителями других родов заключались дружеские экзогамные союзы (духа).

Существовали большие (хигады) и малые (нугги) семьи; каждая семья являлась самостоятельной экономической единицей. Как правило, все члены общины, состоящей из семей различной родовой принадлежности, были связаны родственными и брачными отношениями. Одной из форм заключения брака был взаимный обмен сестрами. Вплоть до начала ХХ в. бытовал левират. Заботу о воспитании детей брали на себя не только родители, но и дядя по матери (авункулат). Распространены были неравные по возрасту браки, многоженство, сохранялись родовая и общинная взаимопомощь, межродовые суды, кровная месть.

2. Занятия и обычаи орочей

 

Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская охота, а также рыболовство.

Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и другое. Огнестрельное оружие и капканы появились в 19 веке.

Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты.

Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу – колотушками. 

Рыбу (кета, горбуша, таймень и прочая рыба) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.

Лодка-долбленка

Распространенным орудием промысла копытных был самострел.

Рыболовство играло не менее важную роль, чем охота. Рыбу ловили круглый год, но наиболее важным временем для рыбалки были август-октябрь, когда в реки на нерест заходили горбуша и кета.

Основными орудиями рыболовства были острога, крючковые снасти, ставные сети, закидные неводы и загородки.

В начале XX века на побережье Татарского пролива стало развиваться промышленное рыболовство, и орочи стали ловить рыбу на продажу.

Собирательство имело подсобный характер. Женщины собирали дикий лук, сарану, кислицу, стебли белокопытника, черемшу, коренья дикой лилии, крапиву, различные ягоды, которые служили как продуктом питания, так и лекарством от разных заболеваний.

Для предотвращения цинги весной использовали черемшу, дикий лук и чеснок.

Сок подорожника помогал при кишечно-желудочных заболеваний.

При болях в животе пили отвар из листьев красной смородины.

Распространенным орудием промысла копытных был самострел.

Декоративное народное искусство орочей можно разделить на мужское и женское. Мужчины славились резьбой по дереву и кости, женщины украшали берестяную утварь, одежду и обувь.

Технико-художественные приемы и орнаментика орочей обладают рядом особенностей. Своеобразны техника нанесения орнамента на ровдугу краской, чаще всего черной и рыже-красной, мозаичные узоры, составленные из квадратных или прямоугольных кусочков цветных тканей.

В целом, декоративные приемы украшения свидетельствуют о большем, по сравнению с удэгейцами, удельном весе тунгусских элементов в художественной культуре.

К началу 20 века сохраняли пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями по 2-7 патрилинейных рода. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи и рыболовные угодья. Христианство было воспринято Орочами формально. Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство).

Важно отметить, что год у орочей делился на месяцы, соответствовавшие природным явлениям и промысловым занятиям:

- гуси биани — «месяц прилёта орла»;

- туа — «месяц ворона»;

- зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;

- илакта биани — «месяц цветов»;

- нада биани — «жаркий месяц» (седьмой);

- омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;

- амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;

- мийэ — «месяц плеча»;

- ичэ — «новый месяц» — январь.

3. Жилище орочей

 

Зимний дом орочиПостоянные зимние поселения располагали вблизи мест охотничьего промысла, как правило на реках. Некоторые селения существовали десятки и даже сотни лет, но все были малочисленны — в пять-шесть жилищ — и отстояли друг от друга на 15—20 километров. Зимние жилища (тувэззэ) представляли собой срубные прямоугольные полуземлянки из плах. Двускатную крышу покрывали еловой корой, прижатой сверху толстыми жердями. Изнутри вдоль стен делали дощатые нары для сна, в центре — очагкостер, а над ним — дымовое отверстие. Место за очагом напротив двери считалось почетным. Снаружи перед входом из коры сооружали небольшой коридор — «кладовую». Для утепления полуземлянку покрывали травой а зимой забрасывали снегом. В таких зимниках жили две-три семьи. Около зимника в амбарах (дзали) хранили юколу, домашнюю утварь, охотничье и рыболовное снаряжение и одежду. Под навесами на столбах сушили юколу и проветривали одежду. В специальных срубах выращивали медвежат для медвежьего праздника. В конце XIX — начале ХХ в. появились срубные жилища русского типа, которые поначалу строили русские.

Летнее жилище (кава) — наземное каркасное корьевое сооружение из жердей с вертикальными стенами, двускатной крышей, покрытой еловой корой, и входом со стороны реки. Внутри располагали двухъярусный помост из жердей для хозяйственных нужд, вдоль стен — дощатые нары (дамои), на которых спали изголовьем к стене, укрываясь одеялом из собачьих шкур. На жердях, подвешенных внутри, сушили одежду, хранили юколу. Осенне-летнее жилище было двускатной постройкой (болоджё) из жердей. Конический чум (анга), крытый еловой корой или берестой, служил временным жильем. Зимой на охоте промысловики жили группами в конических постройках из плах (вэнтэхэн). На месте промысла строили помосты-лабазы (дакка), где держали снаряжение, запасы продовольствия, добычу. Во время перекочевок ставили ветровые заслоны и двускатные палатки (майка), покрытые рыбьей кожей.

 

 

 

 

 

4. Одежда и утварь орочей

Халат

  Одежда и обувь — амурского типа: распашные халаты из ткани покроя кимоно, с правой полой, надставленной из другого куска (левую полу скашивали от шейного выреза к правой подмышке) и боковыми клиньями. Рукава длинные, суживающиеся к концам. Застежка на три пуговицы с правой стороны. Оба борта, шейный вырез, подол и полы украшали орнаментом. Халаты шили без подкладки (покто), на подкладке (каптима), зимний — на вате (хокто), на лисьем меху (сулякима тэггэ), из собачьих шкур мехом наружу (эруэ), женские — из рыбьей кожи (умами, уккэди). Нагрудники (лэли) оформляли металлическими подвесками и другими украшениями. Комплект женской одежды дополняли серьги (ика), ожерелья (монголи), носовые украшения (сандэха). Серебряные браслеты носили как женщины, так и мужчины. Для охоты шили куртки из ровдуги (качуи), из шкур кабарги, оленя (конгго), из двух шкур с голов лосей (мята), фартуки из рыбьей кожи (бэпи). Одежду схватывали поясами (уму). У мужчин на поясе висели ножи, кресало, трут, пороховница, у женщин — нож для кройки (гиресу), костяной игольник. Нижней одеждой служили короткие штаны (хооки) из ткани, ровдуги или рыбьей кожи, женские — с малым нагрудником (дыбба). Женские короткие ноговицы делали из ткани на вате, а мужские длинные — из ткани, рыбьей кожи (ойи), лосиной шкуры (такима ойи) или шкур собак (индахсама ойи) и ровдуги (носама амусю). Их поддерживали специальные пояски (тэлэ). Деталями мужской праздничной одежды служили фартуки (бэпи) из ровдуги, женской — наплечные пелерины (сини) — съемные круглые меховые воротники (монгоско). Наиболее состоятельные шили шелковые шубы на меху.

  

  Летом женщины носили берестяную шапку конической формы (ау), зимой — ватную или меховую, а со второй половины XIX в. — платки. Мужчины-охотники на матерчатую накидку в виде шлема надевали круглую шапочку (апу) из белого меха оленя. Шею закрывали шарфом из беличьих хвостов. Рукавицы (коокто) имели на ладони вырез, позволявший высвобождать руку, не снимая их. Обувь, как и у других народов Амура, была поршневидная и башмаковидная. Для ходьбы на лыжах Детская обувьнадевали унты — поршни амурского покроя с загнутым и заостренным носком и короткими голенищами из рыбьей кожи, шкур морского зверя или ровдуги. У женских поршней из рыбьей кожи (пондоко) носок был тупой. Поршни из лосиной ровдуги имели шипы и предназначались для ходьбы по льду. Башмаковидные сапоги тунгусского покроя (торбаса) шили из лосиных камусов. Голенища у мужских сапог выше колен, у женских — короткие. Верхний край оторачивали мехом, внутрь надевали меховые чулки.

  Утварь была в основном берестяная: ведра (куккэ), прямоугольные короба для хранения посуды, солонки (капту), ковши, туеса (кондже). Из дерева изготавливали блюда, чашки (моко), ложки (уня), шумовки для снятия пены (явка), столики для еды (дэрэ). Пищу готовили в больших котлах, а на промысле — в котелках (ико), чай — в чайниках (тянки), а рыбу и мясо жарили на сковородках (коворода), картофель или овощи варили в чугунках (тугунка).

Особенности исторического пути и своеобразие их культуры во многом зависели от той географической среды, на фоне и условиях которой они жили.

Долгое время в социальном  отношении народы орочей находились на стадии первобытнообщинного строя. Хозяйственная деятельность   имела комплексный характер. Так, морской зверобойный промысел  сочетался с охотой, рыболовством и собирательством.   

Несмотря на все трудности жизни в суровых климатических условиях Дальнего Востока, орочи сумели создать богатую материальную культуру. Материальная культура  была максимально приспособлена к суровым географическим условиям региона, характеру производственной деятельности с учетом тех материалов, средств, продуктов, которые давала им необходимом количестве природа: тайга, реки, океан.

Природные условия, в которых жили орочи, и их хозяйственная деятельность определили характер поселений, тип жилища, бытовой уклад, одежду.

В наши дни традиционная культура орочей находится на грани исчезновения. И тем не менее в Ванинском районе Хабаровского края образованы национальные общины «Промысловик» и «Север».

В художественной мастерской пос. Ванино шьют национальную одежду, обувь; молодежь занимается резьбой по дереву. Некоторые старожилы ведут кружки вышивки, национальных ремесел.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Аврорин В.А., Козьминский И.И. Представления орочей о Вселенной, о переселениях душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте»: Сб. МАЭ. М.; 2000.

2. Ларькин В.Г. Орочи: Историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней. М., 1999.

3. Орочские тексты и словарь /Сост. В.А. Аврорин, Е.П. Лебедева. М., 2001.