Нивхи

        Общие сведения об этносе

Нивхи (нивх самоназвание — "человек"  н и в х г у, «люди»)  – малочисленный народ, проживающий на территории  Российской Федерации и Японии, это коренной народ Дальнего Востока, живущий в низовьях Амура, на берегу Татарского пролива (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края) и в северной части острова Сахалин. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Севера и Дальнего Востока они входят в группу палеоазиатов. Старое название – гиляки. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”.  Это название широко употреблялось до 30-х годов XX века. Кроме нивхов гиляками русские называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков.

Территория расселения и численность

       Численность нивхов на 2010 г. составила 4652 человека.

 

 

 

 

 

Численность нивхов в России:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/timeline/ce5fcc74bd3be8d8ac0440b5e8f98639.png

       По территориальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную (сахалинскую). Материковые нивхи живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре, а островные нивхи живут на территории Сахалина. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова. На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края - Николаевском и Ульчском.  На Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах — селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях. Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы.

      До 1945 года в южной (на тот момент японской) части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта.  После войны большая часть переселилась на остров Хоккайдо. Южно-сахалинский диалект считается на данный момент вымершим. Современные данные о численности нивхов Японии отсутствуют.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/51/300px-V.M._Doroshevich-Sakhalin._Part_II._Nivkh_Children.png

 

 

 

 

 

 



Нивхские дети. Сахалин, 1903 год

 

 

Происхождение и языковая принадлежность

        Предполагают, что нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура,  расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время, о чем свидетельствуют археологические материалы и исторические документы. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие нивхи владели языками народов сопредельных территорий.                                                                

       Нивхи заселили Сахалин, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но с окончанием ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделёнными Татарским проливом на 2 группы

       Так как нивхи исторически разделены на две группы по региону проживания: Амурские и Сахалинские. Они различны по языковым диалектам и культурным особенностям. По родовому составу и некоторым особенностям культуры делились на более мелкие территориальные подразделения — материковая на 3, осторовная на 4

       Говорят на нивхском языке, имеющем диалекты: амурский, восточно-сахалинский и северосахалинский. Нивхский язык занимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура и Сахалина, относится к палеоазиатским языкам и современные исследователи находят в нем элементы южноалтайской, маньчжурской и тунгусской языковых групп. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита. И за 1932-1937 гг. были изданы нивхский букварь, учебники для начальной школы, в 1935 г. в г. Николаевск-на-Амуре на данной графике было издано 11 номеров «Нивхской правды», но вскоре латинская графика была признана не удобной и в 1953 была  переведена на русскую графику. Нивхский язык можно отнести к недостаточно развитым литературным языкам. Норма в нем не сформировалась. Среди нивхов широко распространен русский язык.  \

        Занятия, культура и быт загадочных нивхов сходны с остальными народами юга Дальнего Востока. Нивхи всегда стремились к оседлости, а их традиционные промыслы (охота и рыболовство) были круглогодичными.
Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.                                   

        Исследователи XIX в. (Зеланд, Шренк и др.) дали развёрнутое описание нивхов и образа их жизни: средний рост у мужчин - 160, а у женщин - 150 см. Они чаще всего «коренастые, с короткой шеей и хорошо развитой грудью, с несколько короткими и кривыми ногами, с малыми кистями и ступнями, с довольно большой, широкой головой, смуглым цветом кожи, темными глазами и черными прямыми волосами, которые у мужчин заплетаются сзади в косу, а у женщин - в две косы. В лице заметны черты монгольского типа. От своих соседей нивхи отличаются еще тем, что не практикуют вовce татуировки и женщины их не носят колец или серег в носовой перегородке. Народ здоровый и выносливый. Табак курили оба пола, даже дети.                                                              

 

Первые упоминания в истории

      

         Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории – китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями, который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае.

        Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы.  Впервые русские услышали о нивхах весной 1640 года: от одного пленника-эвена томский казак И. Москвитин узнал о существовании реки Амур, в устье которой и на островах жили гиляки. Затем упоминание об этих миролюбивых людях встречается в донесении Василия Пояркова, командовавшего пришедшими в 1643 году в низовья Амура казаками. Его отряд, искавший в тех местах запасы серебряных руд и разведывавший попутно «новыя землицы » для сбора ясака (ясак - натуральный налог, собираемый пушниной)  зимовал по соседству с гиляцким селением. В донесении он сообщает своему начальнику о гиляках, местном «народце», который живет в домах на сваях, ездит на собаках, рыбачит в маленьких берестяных лодках («му») и выплывает на них даже в открытое море. Это название  «гиляки» надолго закрепилось за нивхами.

       Казаки стали покупать у  нивхов рыбу и дрова и за зиму собрали кое-какие сведения об острове  Сахалин. Весной, покидая гостеприимных гиляк, казаки напали на них, захватили аманатов (аманат – заложник, даваемый в обеспечение договора) и собрали ясак соболями.  В 1652-1653гг. в гиляцкой земле зимовал отряд  Е. Хабарова, а в июне 1655 там же объединённый отряд Бекетова, Степанова и Пущина срубил острог и остался на зимовку. Из-за отсутствия письменности и богатой устной традиции у нивхов уже к XIX в. не сохранилось никаких воспоминаний или преданий о столкновениях с первыми русскими, появившимися в их краях в середине XVII века.

         В 1849-1855гг. в этих же местах работала экспедиция Геннадия Ивановича Невельского, и по оставленным ее членами описаниям быта и культуры аборигенов можно сделать вывод, что больших изменений жизненного уклада у нивхов за два столетия не произошло. Правда, в нарядах местных модниц появились «вороньи» пуговицы, на которые обратил внимание подчиненный Невельского лейтенант Николай Бошняк. Исследование материала, из которого они были изготовлены, а также рассказы рыбаков позволили ему в дальнейшем открыть крупное месторождение каменного угля на Сахалине. Также участниками экспедиции на землях нивхов был основан город Николаевск-на-Амуре, вокруг которого стали селиться русские крестьяне, а после заключения Айгунского и Пекинского договоров с Китаем (1858–1860) эти территории - материковая и островная - официально вошли в состав Российской империи.

 

Образ жизни, ремесла и промыслы, устройство жилища.
       

         Нивхи жили родами, которые были связаны взаимными обязательствами. Каждый род («кхал» или по-русски «ножны») брал женщин из одного определенного рода и, в свою очередь, отдавал своих женщин в другой, тоже точно определенный род. Поэтому нивхи не ссорились и не воевали с соседями-родственниками, а помогали им в трудные времена.         

       Зимнее селение традиционно размещалось вдали от берега моря, в защищенном от ветров месте, в лесу, ближе к охотничьим угодьям или на берегу водоема, недалеко от лунок для подледного лова. Летом нивхи стремились разместиться в устье реки, куда рыба заходила для нереста, или на морской косе, где они ловили лососей и добывали морского зверя - нерп, лахтаков, сивучей. Расселялись небольшими общинами, отделенными значительными расстояниями друг от друга.

 

 

 

 

 

 

Традиционная одежда

        Традиционная одежда нивхов (и мужская и женская) состояла из штанов и халата.  Шили ее из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом у русских торговцев. Халаты  ларшк – покроя кимоно, левополые (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Женские халаты длиннее мужских, украшали аппликацией или вышивкой, а по подолу – металлическими бляшками, нашитыми в один ряд. Зимние тканевые халаты шили на вате. Праздничные из рыбьей кожи украшали орнаментом,  наносимым красками.

       Зимняя одежда – шубы ок  из собачьих шкур, мужские куртки пшах из нерпичьих шкур, у более состоятельных – женские шубы из меха лисиц, реже – из меха рыси. Мужчины в дорогу для езды на нартах (иногда во время подледного лова) поверх шуб надевали юбки хоск из нерпичьих шкур.  

       Нижняя одежда – это штаны, чулки (ноговицы) и нагрудники. Штаны из рыбьей кожи или ткани;  чулки женские – из ткани на вате, мужские – из собачьего или нерпичьего меха; короткие мужские нагрудники на меху, женские – длинные, тканевые, украшали бисером и металлическими бляшками.

         Летние шапки – берестяные, конической формы; зимние – женские тканевые на меху с украшениями, мужские – из собачьего меха.

        Обувь делалась из нерпичьих шкур, рыбьей кожи и прочих материалов, Внутрь вкладывали согревающую стельку из особой местной травы.               Одежду, обувь, предметы утвари нивхи украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, основы которого известны еще по археологическим находкам. В настоящее время из традиционной одежды встречается лишь женский халат, меховая обувь и рукавицы.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/220px-Nivkh_hunter.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/Nivkh_men.jpg/220px-Nivkh_men.jpg

http://www.rusnations.ru/images/cms/data/nivhi_640/nivhi_web_004.jpg

Традиционные поселения и жилища

         У нивхов сезонные поселения (летние временные, зимние постоянные), жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками

       Вели оседлый образ жизни, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью.

          Зимнее жилище – большой бревенчатый дом, назывался «тыф, дыф, таф». Крыша крылась травой. Дома однокамерные, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.

          С наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла.

         Летние жилищами служат либо  каркасные летники (по гиляцки «Ке-Раф») из коры, которые ставили на сваях, либо юрты (по гиляцки «Туф»), всегда стоящие прямо на земле. Это низкие бревенчатые срубы, крытые древесной корой (лубом), с дымовым отверстием в крыше, без окон, с одной маленькой дверью — лазейкой, в которую большею частью с трудом пролезет взрослый человек. Крыша служила и потолком, пол был настлан только у более зажиточных. Состоял из двух помещений.  Одно служило амбаром, где сушились сети, невода и рыба, другое – жилищем с открытым очагом. Жилище часто разделено на две половины, тогда передняя половина не жилая, — служило обыкновенно собачникам в ненастье и битком было набито собаками всех возрастов.

        В жилой половине середину занимает очаг («тушь» по — гиляцки), в котором и разводят огонь прямо костром. В квадратную прямо над очагом дыру в крыше выходит часть дыма в тихую погоду и при закрытой входной двери. В плохую погоду или ненастье дым застилает все помещение и выживает вон все живое, поэтому всякая новая юрта быстро покрывается внутри слоем сажи.                                                                                            

         В среднем на расстоянии шага от очага и на одной высоте с его краями с трех сторон настланы дощатые нары, обыкновенно шириною в средний рост человека. Стена, в которой входная дверь  обычно свободна от нар. Вдоль и поперек помещения протянуты жерди над очагом, к ним на крюках подвешивают котлы и развешивают сушить одежду и всякую рухлядь.

В амбарах на высоких столбах, ставили вешала для сушки сетей, неводов и юколы.

       На Сахалине до начала ХХ века сохранялись старинные землянки с открытыми очагами и дымовым отверстием. Под влиянием русских в ХХ веке получили распространение срубные постройки типа русской избы, в настоящее время они являются основным типом жилищ в сельской местности. Традиционные нивхские постройки встречаются редко.

 

 

Зимнее жилищее нивхов

Летник (Ке-Раф)

Убранство жилища (нары вдоль стен)

 

 

Традиционное хозяйство

         Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Рыбачили неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой и  дубинками. Из рыбы делали юколу (вяленая рыба), из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Морской зверь давал мясо и жир, одежду, обувь, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.

       Значительную роль в их культуре играло собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры — для одежды, собак использовали как транспортное средство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства), для обмена, на охоте, приносили в жертву.  Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца XIX века — ружей. Пушнину нивхи обменивали на ткани, муку и др.

      Подсобное занятие — собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье — моллюски, морские водоросли, раковины). Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды. Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п. Мужчины запасали строительные материалы.

        Распространены домашние ремёсла — изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках в виде корыта из кедровых или еловых досок, до 6 м длиной, сшитых деревянными гвоздями и проконопаченных мхом; вместо руля - короткое весло, лыжах, нартах с собачьей упряжкой.

       Для освещения жилищ использовался рыбий жир и лучина. Ткацкое и гончарное ремесло нивхи до прихода русских совершенно не знали, но они были весьма искусны в выделке сложных узоров (на берёсте, коже и т. д.).

       Богатство нивхов выражалось в возможности содержать несколько жён, в серебряной монете, в большем количестве одежды, хороших собаках и т. п. Нищих почти не встречалось, поскольку их подкармливали более состоятельные соплеменники; привилегированного класса не было; самые почитаемые люди - старики, богатые, знаменитые храбрецы, известные шаманы. На редких сходках разрешались важные споры, например похищение чьей-либо жены. Виновный мог быть приговорён, либо к вещественному удовлетворению обиженного, либо к изгнанию из селения, иногда, правда, тайком -  к смертной казни. Было развито гостеприимство, воровство неизвестно, обман - редкость, вообще они отличались честностью.

         Женились нивхи рано; иногда родители заключают браки между детьми 4-5 лет; за невесту уплачивают калым разными вещами и, кроме того, жених должен устроить пир, продолжающийся с неделю. Допускались браки с племянницами и двоюродными сестрами. Вдова переходит часто к брату умершего или к другому близкому родственнику, но она может и остаться вдовою, и родственники все-таки обязаны помогать ей, если она бедна. Имущество отца переходит к детям, причем больше получают сыновья.               

        Декоративное искусство представлено орнаментами, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах.

Нивхи отправляются на охоту

Национальная кухня.

        В рационе нивхов преобладала рыбная и мясная пища. Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде. Юколу при изобильном улове делали из любой рыбы. Из голов и кишок вываривали жир: по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы, которую можно было хранить неограниченно долго. Из юколы,  свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья. Покупные мука и крупы шли на приготовление лепешек, каш, которые ели, как и другие блюда, с большим количеством рыбьего или нерпичьего жира. В конце XIX века в обмен на рыбу начали приобретать у русских картофель.

        Еще сравнительно недавно нивхи широко употребляли в пищу мясо тюленя, сивуча, белухи и дельфина. Чаще всего мясо варили. Но сердце, почки и ласты ели сырыми, считая большим лакомством. Ели мясо оленя, лося и реже медведя. Причем когда ели мясо медведя, то соблюдали древний обычай — самые лучшие куски мяса (сердце, язык и др.) отдают старшим из рода зятьям. Нивхи широко используют в пищу мясо уток, гусей, морских куликов, чаек, цапель, куропаток, глухарей и другую дичь, в основном, в вареном виде. Сравнительно недавно стали употреблять мясо домашних животных (говядина, свинина, козлятина) и птиц (кур, уток, гусей).

       Почетное место в рационе нивхов занимают дикорастущие ягоды: голубика, шикша, морошка, черная и красная смородина, малина, брусника, а также плоды шиповника и боярышника. Ягоды, смешанные с молотой сушеной рыбой и нерпичьим жиром, и до сих пор традиционно считаются лакомством, хотя в магазинах есть другие лакомства, например, шоколад, конфеты, компоты и др. Нивхи употребляют в пищу морскую капусту (путь). Ее сушат на солнце, а затем, по мере надобности, варят в рассоле и едят.

        Заготавливают впрок черемшу (сушат или солят) и широко используют в качестве приправы к рыбе и мясу.

        Пьют белый чай с березовым грибом — чагой (по-нивхски чагу-канбук — белый гриб). С удовольствием пьют и обычный чай.

         Из мучных блюд — наиболее распространены пресные лепешки, испеченные прямо на плите, сковороде или на костре, а также вареные лепешки с нерпичьим жиром.

          И хотя в рационе питания нивхов сократилось число национальных блюд, но все же они по-прежнему любят традиционные блюда из рыбы, ягод, различных съедобных трав и другие исконно национальные кушанья. На Южном Сахалине в районе г. Поронайска проживают нивхи, которые долго жили при японцах. Они едят рис, овощи, морские гребешки с рисом, а также острый салат из квашеной капусты (наподобие корейского блюда ким-чи). Употребляют много лука, чеснока, редиса, а также рыбу и другие продукты моря. Мяса употребляют мало.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды.

         С XIX века  нивхи официально считаются православными, к концу XIX века все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание и они сохраняли традиционные верования.

       Религиозные представления нивхов были основаны на вере в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т.п. Они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. К категории живых существ они относили также небесные светила, горы, воду, огонь, который являлся еще и символом рода.  Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. Самые могущественные духи это «Горный человек», хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол Ыз, или Тайраадз, – морская косатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги.

         Праздников нивхов насчитывалось совсем немного. Самыми важными были два больших религиозных праздника – «кормление воды» и медвежий праздник. Самый главный - медвежий, продолжавшийся около двух недель в январе или феврале, в зависимости от клана. Для него добывали из берлоги, а иногда покупали на Сахалине, медвежонка, откармливали, водили по деревням. Под конец, привязывали к столбу, расстреливали из луков, после чего слегка поджаривали на костре и съедали, запивая хмельным напитком и чаем. Затем под звуки музыки в амбар или на дерево, где уже хранились другие черепа, водворяли череп убитого медведя, ставили перед ним еду, говорили слова прощания, а рядом сажали ель, так как общее число деревьев должно соответствовать количеству убитых медведей.

       Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом, в этом хозяину помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и запретов. Например, к нему запрещалось подходить женщинам. Детали медвежьего праздника у нивхов имели различия. Особенности обряда зависели и от того, устраивал ли хозяин праздник после смерти родственника или просто по случаю поимки медвежонка. У Нивхов Сахалина этот праздник сохранялся вплоть до 1950-х годов. 

        Также одно из центральных мест в жизни нивхов занимал праздник освобождения водоемов ото льда и посвящение духам воды специальной пищи и утвари - деревянных корытец в виде уточек и рыбок. Только после «кормления воды» нивхи приступали к промыслу рыбы и морского зверя, иначе ее «хозяин» (Тол Ыз, или Тайраадз - морская касатка) мог не послать улова.

        Нивхи поклонялись деревянным идолам, изображавшим человека или зверя. Обычно идолы хранились в амбарах и выносили их лишь в исключительных случаях. У нивхов были священные места, где они просили у своих духов удачи или прощения.

        Они верили в загробную жизнь. Так, нивхи, в отличие от других народов Амура, часто кремировали умерших, считая, что таким образом их души беспрепятственно поднимутся в верхний мир. Проведение этого обряда несколько отличалось по форме у разных общин, но главное в его содержании сохранялось. Умерших отвозили в лес и сжигали на костре, а пепел собирали и укладывали в небольшом домике возле селения, в лесу, где также зарывали платье, оружие и трубку покойного, иногда их клали в самом домике; собак,  привезших труп также убивали, а если умерший был бедняком, то лишь сжигали нарты. Возле этого домика родственники совершали поминки, приносили трубку с табаком, чашку с напитком, плакали и причитали. Был также обряд символического погребения человека, тело которого не нашли (утонул, пропал, погиб на фронте и т.п.): вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей, травы, ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая все положенные обряды.            Связь с духами осуществлялась через шаманов.

        Члены одного рода, жившие в общем селении, зимой устраивали моления духам воды, опуская жертвы (еду на ритуальной утвари) в прорубь; весной, после вскрытия реки, жертвы бросали в воду с украшенных лодок из специальных деревянных корытец в виде рыб, уток и т.п.

         1–2 раза в год молились в домах духу-хозяину неба.

         В тайге у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращались к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах, в предстоящих делах.

         Духов-хранителей дома в виде деревянных куколок помещали на специальных нарах, им также приносили жертвы, «кормили» их.

         Нивхи придавали большое значение обряду наречения новорожденного именем. Этот акт обычно выполняли односельчане и очень редко сородичи. В большинстве случаев имя давали сразу же после отпадения пуповины. Собственные имена нивхов образованы от слов с самым разнообразным значением. Нивхи давали новорожденным имена, отражавшие привычки родителей, их занятия, черты характера. У нивхов, как и у многих других народов, большую роль играло представление о том, что между словом и обозначенным им явлением или предметом, существует неразрывная связь. Поэтому они боялись сообщить собственное имя члена рода постороннему человеку, опасаясь, что тот, зная имя, может причинить зло его носителю. Возможно, это в какой-то мере отразилось и на характере общения нивхов. Прежде они редко кого-либо называли по имени. Молодые к старикам обращались просто словом  хемара  «старик», к старушкам — ычика  «бабушка». К родителям же своих сверстников обращались, используя описательный термин: «отец такого-то», «мать такого-то». Дети же обращались к своим родителям, дедам и бабушкам, используя терминологию родства.  Взрослые, в свою очередь, редко называли своих детей и внуков по имени. При разговоре, когда хотели назвать кого-либо из детей, обычно их определяли при помощи соотношения возрастов: «старший», «средний», «младший» и т.д. Даже гостей никогда не называли по имени, а говорили: «приехавший оттуда-то» или «житель такого-то места». Иногда нивхи давали новорожденному имя какого-нибудь предка, умершего несколько поколений (как правило, не менее трех) тому назад. Обычно если новорожденный был очень похож на кого-нибудь из умерших предков, то старики говорили: Инар ичир п’рыдь  букв. «став его кровью, пришел». На о. Сахалине сейчас встречаются у нивхов имена, которые носили их предки, жившие в середине XIX и в начале XX в.

           В советское время нивхи не имели возможности проводить эти праздники, но в настоящее время они возрождаются. Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанности шаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культах нивхов шаманы участия не принимали. И сейчас они считаются уважаемыми членами нивхского общества

 

Фольклор

       В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов – безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиту обиженных как поборник добра и справедливости.        

      Термин т’ылгур объединяет различные по тематике произведения. Среди них центральное место занимают мифологические рассказы. Многие из них связаны с тотемистическими представлениями и промысловым культом.                                         

        Вторую группу т’ылгуров составляют произведения более реалистического содержания. В них повествуется о правилах поведения в быту и на промысле, о родовом обществе, о наказании людей, нарушивших табу.

       Третью группу составляют т’ылгуры, пограничные со сказками – волшебными и о животных. Это рассказы о спасенном тигре, который благодарит род своего спасителя; о жадных братьях, наказанных представителем обедневшего рода; а также на этиологические темы, например, почему комары или вши сосут кровь.

        Нызит – жанр, наиболее соответствующий термину «сказка». В отличие от т’ылгура, в содержание которого верят, нызит имеет чисто развлекательный характер. Основной герой – Уму Нивх – Храбрый воин. Другая распространённая тема сказок – злые духи, в т.ч. в лице найденных младенцев. Были популярны сказки о злой женщине Ралкр Умгу.                     В некоторых сказках диалоги и монологи пелись. Слушатели должны были поддерживать сказочника возгласом «хый», свидетельствующим об их внимании (т’ылгуры слушались молча). В сказках широко употребляются образные слова и другие средства выразительности.

         Загадки утгаврк могли существовать в составе прозаичных жанров, но чаще – самостоятельно. Наиболее распространённые темы загадок – части тела, материальная культура и явления природы. «Что это, что это? Два братца живут в одном доме, а никогда не видятся?» (Глаза). Некоторые загадки можно разгадать, лишь зная традиционный быт нивхов. Например, «Что это, что это? Верхние смеются ха-ха, нижние стонут ой-ой» (Бревна в стене).

        Обрядовые песни в силу их специфики в настоящее время не бытуют. На Сахалине известны песни тятя-дугс, ранее исполнявшиеся на медвежьем празднике. Они произносились речитативом под звуки музыкального бревна, содержали иносказательное обращение к медведю. В художественной самодеятельности тятя-дугс приобрели новый, игровой смысл.

          Песни-плачи чырйудь  у погребальных костров – импровизации с выражением скорби по умершему.

Красавица дочь (Нивхская сказка)

         Старик со старухой жили. Бедной, голодной жизнью жили. Даже запаха хорошей пищи не знали. Когда мертвую рыбу на берег выбрасывало, и ту брали и ели.
        У старика со старухой дочь росла. Незаметно как-то красивой девушкой стала. Так втроем жили. Что земля даст — ели, что вода даст — ели.
         Весной однажды сильно голодали. Никакой пищи в доме не было. Старик к морю спустился, долго по берегу ходил:

— Хотя бы мертвого морского зверя на песке увидеть!
Долго ходил, искал, ничего не нашел. Камень большой на берегу лежал. На камень этот сел. Голову руками обхватил:

— Как пойду домой, чем накормлю старуху свою и дочь? — Так горевал, долго сидел. Потом на море посмотрел. Море страшное какое-то стало, вода в нем как в огромном котле закипела. Вдруг на берег большого кита выбросило. За ним шесть морских хозяев — великанов-сивучей из моря выпрыгнули. Этого кита саблями изрубили, опять в море скрылись. Наш старик за камнем притаился, не дышал почти. Потом ползком к киту подкрался, видит — он мертвый, а рядом одна сабля лежит.

— Ох, — обрадовался старик, — морское счастье ко мне пришло!
Эту саблю взял, кусок из кита вырезал, все домой принес, старухе отдал. Старуха саблю в большой ящик спрятала, потом огонь развела, китовое мясо сварила, своего старика, свою дочку накормила. Сытно поели, старик уснул, Старуха тоже уснула, дочь куда-то из дома вышла.
       К рассвету уже старик со старухой проснулись, видят — дочки в постели нет. Друг на друга посмотрели, заплакали:

— Куда ушло дитя наше?

Только солнце взошло, вышли из дому.  До самой ночи дочь напрасно искали.
      Когда обратно пришли, дочь их у порога сидит, печальными глазами на них смотрит.

— О дитя, дитя, где же ты была? - спросила старуха. Дочь как немая стала, руки заломила, ничего не говорит. Потом втроем в дом вошли. Сна ни у кого нет, слов ни у кого нет, горе какое-то всех мучает.  Вдруг дочь встала, к двери пошла, через порог переступила и сразу пропала. Больше в родное жилище не приходила она.

        Снова весна настала. Однажды старик промышлял на морском берегу рыбу и дошел до знакомого камня. Он смотрел на море и думал о дочери: «Хотя бы со дна моря пришла к нам».  А море снова страшное какое-то стало. Вода в нем как в огромном котле закипела. Вдруг с волнами шесть морских хозяев поднялись. На одном из них дочь старика верхом сидит. Старик задрожал, заплакал:

— О дитя, дитя, ты со дна моря пришла ко мне! Неужели опять молчать будешь? Тогда дочь сказала:

— Нет, я буду говорить, слушай меня хорошенько. Отец, ты разгневал морских хозяев. Ты их саблю взял. За это я страдаю. Иди домой, матери все расскажи. Через год опять к этому камню приходи. Пошел домой старик, дома своей старухе сказал:

— Дочь нашу морские хозяева заложницей взяли. Вернется ли к нам когда — не знаю.

      Через год только велела приходить. Вот опять весна настала, Старик опять к морю спустился, до знакомого камня дошел, долго-долго на море смотрел.
— О дитя, со дна моря, как ты обещала, приди ко мне!
Огромная волна о берег ударилась. Вслед за ней его дочь, сидя верхом на морском хозяине, подплыла близко к берегу. Старик смотрит, сам себе не верит. Волосы у дочери еще длиннее стали, лицо еще красивее стало, а на руках маленький ребенок лежит, улыбается. Дочь ребенка к груди прижала и сказала:

— Отец, больше сюда не приходи. Если и придешь, меня не увидишь. Я женой морского хозяина стала, это его сын. Матери моей скажи, что я хорошо живу. Вели ей не скучать. Вы ни в чем теперь  нуждаться не будете. Если мяса захотите, на берег спуститесь, всегда нерп посылать вам буду. Не бойтесь ничего, берите их, ешьте! Так сказала, на морского хозяина села и тихо от берега отплыла, потом погрузилась в море, исчезла. Старик заплакал, пошел домой. Дома сказал старухе:

— Дочь нашу морской хозяин себе в жены взял. У нее уже сын родился. К нам она никогда не вернется. Велела тебе не скучать. Еще сказала, что мы с тобой ни в чем теперь нуждаться не будем.

        Что дочь сказала, все исполнилось. Еще долго старик со старухой жили. Море их кормило. Когда бы старик к морю ни спустился, всегда на берегу нерп находил. Нерпичье мясо с жиром ели. Запах вкусной пищи наконец узнали. Дочь свою больше никогда не видели.

Миф об охотнике и медведях

      «Однажды осенью охотник, сбившийся с пути, увидел след медведя и захотел его убить. Долго шел он по следу и пришел к берлоге. Попытался он достать медведя сначала копьем, потом сваленной лиственницей, но берлога оказалась слишком глубокой. Охотник вошел в нее, прошел дальше и оказался на светлом месте у человеческого жилья; там было много народу, и все к нему хорошо отнеслись. Тут он узнал, что разные нивхские роды регулярно посылают угощение — холодец, рис, табак — в разные селения этих «горных людей-духов», посылают также собак, приносимых в жертву. Хозяева накормили его мясом, которого было в достатке, но сказали, что пищей, посланной с «низовской», то есть нивхской, земли, кормить его не будут, — это грех.

          С наступлением весны хозяева жилья ожидали прихода людей с низовской земли. Одному из младших, который прежде в гости не спускался, предложили выйти к людям, но тот отказался — побоялся боли: сказал, что люди в его животе копьем вертеть будут. Тогда жена его старшего брата взяла одну из шкур, надела и стала медведицей. Она спустилась к выходу, ударила по краю берлоги и, когда нивхи с копьями приготовились, вышла к ним. Они стали колоть ее копьями, но копья у некоторых из них сломались, а медведица оказалась крепкой. Тогда ее муж из берлоги приказал ей поддаться, и она поддалась. Ее убили, а потом разрезали, поджарили и съели. Охотник, видя каким-то образом эту сцену, подумал, что медведь — тоже человек и что нивхи едят мясо людей, похожих на них. Через четыре дня та женщина с собаками и большой котомкой поднялась в гору. Она объяснила охотнику, что он вовсе не заблудился, а горные люди специально его запутали, чтобы он к ним попал и узнал их законы. Сказала ему, что хотя они — медведи, горные люди, но не надо их считать иными людьми. Она назвала мужчин его старшими братьями, а себя — его женой. Она велела ему спуститься в свое селение и обо всем рассказать. С тех пор люди знают: «медведь — это горный человек», и у каждого человеческого рода есть свой род горных людей. А охотник с той поры стал добычливым и жил благополучно».

Известные нивхи

В мировой культуре

В честь нивхов были названы два судна российского имперского флота «Гиляк» и «Гиляк II» .

 

Источники:

 

1.      http://www.hrono.info/etnosy/etnos_n/nivhi.php

2.      История и культура нивхов. Историко-этнографические очерки. М: Наука,1998.

3.      Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 380-382.

4.      Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

5.      Груздева Е. Ю. Нивхский язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. — М.: «Индрик», 1996. — С. 139—154.

6.      История и культура нивхов: историко-этнографические очерки / Ред. В. А. Тураев, В. Л. Ларин, С. В. Березницкий. — СПб.: Наука, 2008. — ISBN 978-5-02-025238-7.

7.        Крейнович Е. А. Нивхгу. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — ISBN 5-88453-025-0.

8.       Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

9.       История и культура нивхов: ист.-этногр. очерки / отв. ред. В. А. Тураев. — СПб.: Наука, 2008. — ISBN 978-5-02-025238-7.

  1.  Нивхи // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3
  2.  Нивхи // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8