Нанайцы

 

       Основная территория расселения

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

                                                                                                 Хозяйство

Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась с обственная интеллигенция.

 

                                           Жилище нанайцев

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилищами нанайцев в прошлом были большие бревенчатые дома на деревянных каркасах с двускатной крышей и с отапливаемыми нарами, а позже — рубленые избы. В шалашах они жили лишь во время рыбалки или во время походов в тайгу на охоту. Иными словами, технология строительства бревенчатого дома была им известна давно. И сегодня деревянные дома в ходу. Надо полагать, что в наших северных краях строительство из бревен сохранится еще долго.

                                                                                    Одежда нанайцев

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

                                                                                       Религия

Нанайцы верили в загробную жизнь, и духовной их жизнью руководил шаман. Почитали медведя, тигра, барса, носили их изображения и поклонялись их идолам в своих юртах. Религиозные верования Нанайцев основывались на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга их воображением населялись всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей, которые разными средствами старались воздействовать на них, чтобы получить благоприятный эффект (например, молились в тайге у спец. дерева духам тайги, местности).Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство).